Георгий Победоносец и Сегодня поражает "змия"

Сегодня, 6 мая отмечается день памяти небесного покровителя Москвы – святого Георгия Победоносца. На столичном гербе св.Георгий изображен в виде всадника на коне, поражающего копьем змея. Покровителем «первопрестольной» этот великомученик считается еще со времен князя Дмитрия Донского.

 Георгия Победоносца, бывшего воином и военачальником римской армии, равно почитают как христиане, так и мусульмане. Последние называют Георгия - Джирджисом, распространяя его деятельность на очень многие страны мира, вплоть до Дагестана (там, кстати, по поверию мусульман, погребено и тело св.Георгия).

 В русском же фольклоре святого Георгия называют Егорием (Юрием) Храбрым. Народ наш издавна считал великомученика Георгия покровителем земледелия и скотоводства. Он был одним из наиболее почитаемых святых Древней Руси. «Тщательно береглась поколениями о нем память, постепенно обрастая легендами», сказано в летописях.

 Орден святого Георгия был высшей наградой в дореволюционной Российской империи. Знаменитые же солдатские «георгии» изготавливались в нашей стране в форме крестов для христиан и восьмиугольных щитов – для последователей мусульманской религии.

 

 ...Георгий Победоносец жил в III веке. Он родился в Малой Азии (Каппадокия), бывшей тогда частью могущественной Римской империи, в знатной семье, и впоследствии дослужился до высокого воинского чина. Во время гонений на христиан, в правление римского императора Диоклетиана будущего святого нещадно истязали 8 дней, чтобы он отрекся от своей веры, но, как оказалось, тщетно.

 Как сказано в летописях и житии, после заключения в темницу Георгия подвергли чудовищным пыткам. Его избивали, «секли на воздусях» (подвешенное тело при таком сечении не имеет опоры), заливали в горло расплавленное олово, сажали на раскаленного металлического быка, пытали колесованием (привязывали к колесу и прокручивали, прижимая при этом к заостренным пикам). И все это Георгий выдержал. В конце концов мученику отрубили голову (303 г.). Ему не было и 30 лет.

 Ну а, безусловно, главное событие, связанное с великомучеником Георгием, - это спасение им дочери языческого царя Берита (нынешнего Бейрута) от змея, обитавшего в озере неподалеку от города (кстати, сейчас залив, на берегу которого стоит Бейрут, называется не иначе как бухтой святого Георгия). Наряду с житием великомученика Георгия на Руси появилось даже отдельное произведение, повествующее об этом подвиге Победоносца, - «Чудо Георгия о змие» (так оно называлось в Древней Руси). Оно получило наибольшую известность среди всех житийных рассказов, посвященных Георгию Победоносцу.

 Вот лишь вкратце это красивое предание.

 

 

 «…В некоем городе Ласие правил царь по имени Сельвий, который был язычник и идолопоклонник. Город процветал, но вот в трясине недалеко от него завелся чудовищный змий, который начал пожирать жителей. Царь собрал войско и пошел с ним на змия, но змий поднял волнение в трясине, и войско не смогло даже подойти близко к нему. Тогда царь издал приказ, по которому жители должны по очереди отдавать змию своих детей, а в случае, когда дойдет очередь до царя, он обещал отдать ему свою единственную дочь.

 Дети все были отданы змию, и царь, оплакав, отправил к нему дочь, царевну Елисаву. "Но человеколюбивый Бог, — гласит рассказ, — не хотящей смерти грешника, но чтобы обратился на путь и был жив, пожелал явить знамение через преславного великомученика Георгия". Георгий в это время еще был жив и возвращался мимо Ласия на родину, в Каппадокию. Увидев плачущую девушку, он стал расспрашивать ее, в чем дело, и она рассказала ему о змие. Георгий спросил, какому Богу верят она и ееотец.

ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ И СЕГОДНЯ ПОРАЖАЕТ "ЗМИЯ"
Девушкаответила: " Гераклу, Скамандру, Аполлону и Артемиде", на что Георгий ответил: "А ты уверуешь в моего Бога. Не страшись и будь спокойна". Возвысив голос, он вознес молитву, прося явить знамение и повергнуть чудовище к его ногам, дабы уверовали язычники. И с неба сошел глас: "Твои молитвы дошли, делай, что задумал".

 В это время приблизился змий, и святой, осенив себя крестом, бросился на него, и змий упал к его ногам. Георгий взял у девушки пояс и поводья со своего коня и, "по устроению Божию", связал змия и велел девушке вести его в город. Девушка повела змия, и они пришли вместе в город, где люди поначалу стали в ужасе разбегаться. Но Георгий велел им не бояться и уверовать в истинного Бога Иисуса Христа, и тогда он убьет змия. Жители восславили Иисуса Христа и Троицу, и святой обнажил меч, убил змия и вернул дочь царю. После чего Георгий позвал александрийского епископа, и тот крестил царя, дочь его и весь город — "примерно двести сорок тысяч человек".

 

 Безусловно, «Чудо Георгия о змие» очень напоминает многочисленные фольклорные рассказы разных стран мира о богатырях и героях, которые сражаются с чудовищем и побеждают его. Но, как верно было подмечено современным отечественным историком, «при всем этом сходстве герой рассказа именно каппадокийский мученик, каким сохранился он в памяти народной, юный воин, побеждающий не физической силой, а мощью духовной… Это предание часто толкуется иносказательно: царевна — церковь, змей — язычество».

 Кстати, еще любопытный момент, свидетельствующий о том, какой славой пользовался Георгий Победоносец в западноевропейских странах. Как сказано в энциклопедическом словаре «Всемирная история», «особой популярностью эпизод драконоборчества пользовался со времён Крестовых походов в Западной Европе. Крестоносцы, побывавшие в местах легендарной родины Георгия, разносили его славу на Западе, рассказывая о том, что во время штурма Иерусалима в 1099 г. он участвовал в сражении, явившись как рыцарь с красным крестом на белом плаще (крест святого Георгия - в Англии с XIV в.; Георгий считается святым патроном Англии)».

 

 Изображение всадника на коне стало эмблемой Москвы с XIV века. Затем оно вошло в герб Москвы, а позднее - в состав государственного герба Российской империи.

 Изображение на нынешнем гербе Москвы, взятое с православной иконы «Чудо Георгия о змие» (оно же - чаще всего употребляемое при создании образа св.Георгия на иконах и фресках), - есть не только отражение главного легендарного события, связанного с именем этого святого. Оно глубоко символично.

 Образ Георгия Победоносца, поражающего змея, – это олицетворение той воинской доблести и максимальной преданности долгу, которые может иметь человек.

 

  Сергей СТЕФАНОВ,

 ПРАВДА.Ру

Ссылки по теме:

  Книга о страданиях Георгия Победоносца (1906 г.)

  Dragons Nest:

  ЛУЖКОВА НАДУЛИ? Истинное местонахождение мощей Георгия Победоносца неизвестно

  Regions.Ru:

  Оренбургская область. Пройдет войсковой казачий праздник в честь святого Георгия Победоносца

  Росбалт:

  В Петропавловском соборе открывается выставка фотоколлажей, "Георгий Победоносец покровитель Москвы"

  Вести-РТР:

  Православные отмечают День покровителя Москвы

  "Известия.ру":

  ВСЕРОССИЙСКИЙ ГЕРБАРИЙ

Обсудить