В Дагестане без гранатометов не обойтись...

В Дагестане сейчас существует 360 очагов зарождения снежных масс, в непосредственной близости от них живут и работают около 50 тысяч человек. Об этом корреспонденту «Народов Кавказа» рассказал начальник Дагестанского противолавинного отряда Балабек Гайдаров.
- Какой ущерб наносят лавины Дагестану?
- За последние пять лет в результате их схода погиб 31 человек, несколько десятков попали в больницы с обморожениями и травмами. Что касается материального ущерба, то подсчитать убытки можно лишь приблизительно. Только одна сошедшая в районе селения Сюгут  в Рутульском районе лавина перекрывает на несколько дней единственную дорогу, соединяющую восемь населенных пунктов с внешним миром. В последнее время ситуация осложняется еще и тем, что за счет пограничных застав и отрядов растет плотность населения высокогорных районов.
- Что может предпринять ваш отряд, если лавина вдруг «оживет»?
- Наша задача – изучить снежные массы в республике, определить количество и месторасположение очагов, а также частоту схода лавин. В трех районах республики – Ахтынском, Рутульском и Тляратинском – на высоте двух тысяч метров над уровнем моря еще в 1994 году были организованы снеголавинные станции. Три раза в течение дня мы выходим на связь с ними, и наши работники сообщают все данные о влажности воздуха, количестве выпавших осадков, силе и направлении ветра. На основе этих сведений мы даем прогноз  лавиноопасности в том или ином районе республике. Прогнозы оправдываются в 94 случаях из 100.  В метеорологии это достаточно высокий процент, но что в нем толку, когда люди все равно гибнут?
- И с этим ничего нельзя поделать?
- В том-то и дело, что можно и нужно. Если бы мы могли вовремя обстрелять очаги зарождения лавин, то никаких жертв  бы не было. В Кабардино-Балкарии обстрел склонов гор из стомиллиметровых артиллерийских пушек практикуется много лет, хотя там лавины не угрожают  населенным пунктам. Нам эти орудия ни к чему. На  весь Дагестан хватило бы и четырех  гранатометов СПГ-9.  Во-первых, они более мобильные, во-вторых, не наносят вреда экологии.
- Пытались ли вы изменить ситуацию?
- В прошлом году мы обратились к Правительству Дагестана с требованием оснастить наш отряд спецсредствами для обстрела зарождающихся лавин. Этим вопросом занялся тогдашний первый заместитель Правительства РД Азади Рагимов. Была создана правительственная комиссия, которая рассмотрела все собранные нами документы и направила письмо нашему непосредственному начальнику в Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) с просьбой оснастить наш отряд соответствующими спецсредствами. Росгидромет ответил, что не возражает, однако необходимо, чтобы  пограничники согласились сотрудничать с нашим отрядом. Через несколько дней мы отправили  этот документ в Москву, но оказалось, что этого мало: понадобились еще разрешения МВД РД и ФСБ. И вот когда все было подготовлено и отправлено, Росгидромет издал приказ за номером 217 «Об организации снеголавинных наблюдений  в республике Дагестан». Да мы уже вовсю «нанаблюдались»! У меня есть разработанный Высокогорным геофизическим институтом (г. Нальчик) научно обоснованный план обстрелов 48 очагов зарождения лавин в Рутульском и Ахтынском районах. В нем указаны предполагаемые месторасположения гранатомета и точки, по которым надо бить. А мне вместо спецсредств присылают из Москвы директивы, письма и издают глупейшие приказы. Обиднее всего то, что за время этой бюрократической переписки погибло еще шесть человек: трое пограничников в Цунтинском районе, пастух и пожилая женщина в Рутульском и тракторист в Тляратинском…
- Есть ли выход из этой ситуации?
- Я подготовил письма в Правительство РД, а также министру МЧС России Сергею Шойгу  с просьбой вывести нас из подчинения Росгидромета и передать нас на баланс МЧС Дагестана, тем более, мы и так уже несколько лет тесно сотрудничаем со спасателями. Надеюсь, что наш вопрос скоро решится, ведь сезон лавин начнется уже в начале весны.

Джабраил Шейхов,
корр. «НК»,
г. Махачкала

Обсудить