Автор bratkov

В Архангельск прикатил вагон-музей

Несколько дней в Архангельске простоял вагон-музей Северной железной дороги. Все экспонаты располагаются в вагоне, как в любом другом музее - по временным рамкам и тематически. Оформлением вагона-музея занимались учащиеся и преподаватели Ярославского художественного училища.

Музей был создан по указанию МПС “О создании передвижных вагонов-музеев” и приказу начальника СЖД в 1999 году. На сегодняшний день работают три таких “дорожных” музея - на Северной, Октябрьской и Забайкальской железных дорогах (из 17 железных дорог страны). Прописка “нашего” - платформа № 1 с левой стороны здания билетных касс станции Ярославль-Главный.

Как пишет "Правда Севера", нынешняя поездка по Архангельской области приурочена к 140-летию Северной железной дороги, которое будет широко отмечаться в августе. Кроме того, передвижной музей имеет вполне определенные задачи: пропаганда истории СЖД, ориентация на профессию, а также сбор новых экспонатов для большой “юбилейной” выставки в Ярославском музее-заповеднике.

Надо сказать, что отдельного музея Северной железной дороги пока нет, но есть “малые” музеи или выставки в том же Яро-славле, Няндоме, Исакогорке. А ведь СЖД имеет очень большую протяженность, она проходит по десяти субъектам Российской Федерации и, конечно, имеет удивительную и богатую, порой драматическую историю.

Пополняется музей в том числе и некоторыми домашними архивами железнодорожников. Их потомки хотят, чтобы старинные фотографии, награды, униформа, письма с фронта их дедов-железнодорожников не пропали, а остались в истории для будущих поколений (для приобретения экспонатов музею выделяют небольшие деньги).

Кстати, во многих городах России есть фан-клубы, которые собирают все, что относится к истории железных дорог, для этих фанатов даже специально выпускают подборки художественных фильмов, в которых есть хотя бы один эпизод, но с паровозом. А еще в Москве зарегистрировано Всероссийское общество любителей железных дорог, с которым, кстати, музей СЖД тоже сотрудничает.

Экспозиция, расположенная на совсем небольшой площади, тем не менее охватила практически весь период от строительства и формирования “железки” до нынешней жизни магистрали. В одном вагоне разместились устройства сигнализации и связи XIX века, сигнальные фонари начала XX века, отрезки рельсов с клеймами Демидовских заводов, макеты знаменитого паровоза серии ОВ (“овечка”) и старинных первых вагонов, формы машинистов и проводников 30-50-х годов, советские знаки отличников железнодорожного транспорта, атрибутика и материалы времен Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления железных дорог, современные видео- и фотоматериалы.

Сам вагон был отреставрирован в Северодвинске в 2001-м, а через год вышел на магистраль как музей. После Архангельска музей отправился в Няндому и Коношу.

Домашнее