За что Юрий Поляков прибил бы дочь?

За что Юрий Поляков прибил бы дочь?
За что Юрий Поляков прибил бы дочь?

Свой 83-ий сезон московский Театр сатиры открыл премьерой мистической комедии Юрия Полякова «Женщины без границ». Представители секс-меньшинств тут же объявили Полякова чуть ли не главным гомофобом России. С этой скандальной темы мы и начали беседу с популярным писателем и драматургом, главным редактором «Литературной газеты».

-Юрий, на официальном сайте российских геев и лесбиянок « Gay . Ru » вас объявили чуть ли не главным гомофобом страны, ссылаясь на комедию «Женщины без границ». Что же там такого, что вызвало такой гнев секс-меньшинств?

- Тема однополой любви не является центральной в моей пьесе. Это история о том, что, вступая в середине жизни в новый брак, мужчина и женщина несут на себе груз опыта и воспоминаний прошлой жизни, прошлых связей. И у героини в прошлом был опыт лесбийской любви, причём со своей начальницей, которая и склонила её на такие вот отношения.

Что интересно, тема лесбийской любви у нас не раз воплощалась и в кино, и в некоторых телесериалах. Только вот в театре она в современных пьесах пока не звучала. Я думаю, что представителям секс-меньшинств не понравилось, что я к этой теме подошёл как сатирик, с иронией.

Кстати, сейчас пьеса «Женщины без границ» будет ставиться в Ставропольском театре. И там меня попросили вот эту небольшую линию с лесбийской любовью убрать, считая, что тамошний зритель её не воспримет. Я пошёл на эти купюры, потому что в пьесе – это далеко не главное.

- Ваш спектакль ставил худрук Театра сатиры, всеми любимый Александр Ширвиндт. Как вам работалось с ним? И как бы вы оценили некоторые мнения, что Театр сатиры сейчас переживает не лучшие времена?

- Мне не совсем удобно оценивать тот театр, где идут мои пьесы, но критикам Театра сатиры хочу посоветовать сравнить посещаемость его спектаклей и спектаклей других театров.

В 90-е годы Театр сатиры, и не только он, попал в сложное положение из-за кризиса современной драматургии. А сатира, актуальная, подчеркну, сатира, практически исчезла. Хотя сама жизнь, все эти потрясения, трагические и комические, давала и даёт неисчерпаемый материал для реалистической, точнее, именно жизненной драматургии.

Театралы поймут мой вопрос – разве то, что предлагают, скажем, Николай Коляда и его единомышленники может сравниться с драматургией Арбузова, Вампилова, Розова? Я не хочу себя ни с кем сравнивать, но я стал писать пьесы именно потому, что почувствовал зрительскую нужду в продолжении традиций отечественной драматургии.

- Говорят, что ваше сотрудничество с Театром сатиры было не безоблачным?

- Я доволен всем, в том числе и трудностями, которые были. Да, «Женщин без границ» начинал ставить другой режиссёр, который не справился. За дело взялся Александр Ширвиндт и сделал всё блестяще. А вот моя предыдущая пьеса «Гомо эректус» ставилась аж три года!

Её хотели снять, актёры отказывались играть. Я у одного из актёров спросил: «Почему ты не хочешь играть? Что смущает?» А он ответил: «Понимаешь, Юра, в постмодернистской хрени всё легко, все понарошку. А тут такая правда жизни, что…» В общем, Андрей Житинкин всё-таки поставил «Гомо эректус». Помню, как на худсовете Ольга Аросева сказала слова, которые стали для меня самой лестной оценкой: «Через 20 лет мы в Театре сатиры наконец-то получили настоящую сатиру».

- Но разве не, как вы выразились, «постмодернистская хрень» является ныне самым актуальным видом драматургии, что нам уже который год доказывает фестиваль «Новая драма»?

- Это фестиваль, которым руководит Эдуард Бояков? Родоначальник того направления, которому я дал название «бояковщина» и который долгое время руководил «Золотой маской»?

-Тот самый. Поразительно, но слово «бояковщина» употребляет и прославленный драматург Михаил Волохов, не раз на страницах «Правды.Ру» критически высказывавшийся о Боякове и его, известно каком, окружении.

- Вот видите, я далеко не одинок в своих оценках. Но поясню, что такое, по-моему, «бояковщина». Прежде всего, это ориентация в драматургии на одномерные, не выстроенные пьесы, где автор эксплуатирует один моноприём, что является одним из признаков постмодернизма. Всё это обедняет режиссуру, псевдоновизна и непохожесть которой заметны только потому, что она хуже традиционной. На таком фоне страдают и актёры, игра которых выглядит не подлинной, картонной.

Ну и наконец, «бояковщина» - это абсолютно тусовочный принцип жизнедеятельности. Искусство отходит на второй план, а на первом – раскрутка и пиар, пиар, пиар. Особенно хорошо для пиара используются премии. Но давайте посмотрим, каков зрительский успех у многих премированных этой тусовкой пьес и спектаклей? Ставят ли их по всей России?

- Но вы ведь тоже лауреат многих премий…

- Но за моими премиями стоит интерес зрителей. Извините, но мои пьесы идут в театрах более чем 30 российских регионов. На них идёт зритель, за счёт этого содержатся труппы. Кто из «бояковских» может сказать, что зритель России голосует за их драматургию рублём?

-Но почему же затеи Боякова встречают такую поддержку со стороны Федерального агентства по культуре и кинематографии?

- По моему мнению, в руководстве нашей культуры до сих пор есть люди, донашивающие пыльные «комиссарские шлемы» образца 1991 года. Это разрушители, для которых я изобрёл слово «герострата»и которые мыслят и действуют по принципу «Чем хуже – тем лучше». Именно они выделяют большие деньги таким людям как Бояков.

- Кстати, ФАКК выделил 800 тысяч долларов на экранизацию пьесы Ольги Мухиной «Летит», впервые представленной на бояковской «Новой драме». Режиссёром является Швыдкой Сергей Михайлович – как шутят в Одессе, даже не однофамилец.

- Поскольку я пьесы не читал и фильма не видал, ничего сказать не могу. Не исключаю, что сыну Швыдкого удастся создать прекрасную картину и она будет пользоваться огромным зрительским успехом. Но семейственность в нашем искусстве приобрела действительно ужасные масштабы.

Когда я наблюдаю за творениями некоторых отпрысков известных писательских и кинематографических фамилий, мне просто дурно становится. Если бы моя дочь, к счастью, домохозяйка с детьми, подалась бы в кино и сняла бы что-нибудь типа…типа «Консервов» Егора Кончаловского, я не знаю, чтобы с ней сделал. Прибил бы в гневе праведном, наверное, прости Господи…

- Юрий, я слышал, что у вас вскоре будет ещё одна московская премьера – знаменитый «Демгородок» ставит Театр Рубена Симонова.

-Да, я сам сделал инсценировку своей повести 1993 года. Судьба у неё довольно занятная. Напомню, что в этой сатире главным героем является капитан атомной подводной лодки Рык, волею судеб становящийся диктатором России. Всех политиков – от коммунистов до либералов – он отправляет в «закрытые садовые товарищества», которые народ и называет «демгородками».

«Демгородок» стал печатать журнал «Смена» в августе 1993 года. Вскоре после страшной трагедии – расстрела Съезда народных депутатов в Белом доме – он вышел отдельной книгой, которую некоторое время до столичных прилавков не допускали. А в 1994 году «Демгородок» выпустило издательство «Республика», и художник украсил обложку портретом человека, очень похожего на генерала Лебедя, которого тогда знали в обществе слабо.

И вот летом 1996 года, когда генерал Лебедь выдвигался в президенты, я дарю ему эту книгу, он смотрит на обложку и со своей знаменитой интонацией говорит: «Не понял!» Я отвечаю: «Александр Иванович! Книга вышла два года назад, никаких намёков нет!» Лебедь: «Тогда тем более не понял!»

-Значит, в Театре Рубена Симонова сочли «Демгородок» актуальным и сегодня?

- Мне, как автору, судить об этом нелегко. Хотя вот Сергей Владимирович Михалков, чьим мнением я бесконечно дорожу, не раз говорил мне, что «Демгородок» - лучшая моя сатирическая вещь. Хотя мне кажется, что «Козлёнок в молоке» лучше.

Понимаете, в «Демгородке» есть сатира не только на наших либералов или, как многие зовут, либерастов. Там есть и сатира, пусть более мягкая, на надежды многих, что придёт сильная личность, которая жёсткими методами наведёт тотальный порядок и сделает всех счастливыми. Такая вот полифоническая вещь получилась.

- Но разве эти надежды не обоснованы всей российской историей? Помните политический идеал Гоголя, выраженный им в финале сохранившегося текста второго тома «Мёртвых душ»? Только честная и жёсткая воля верховного правителя, по Гоголю, может пресечь ужасы коррупции и произвола чиновников на местах.

- Это вечные российские споры о свободе и лучшей форме правления. Для меня очевидно, что сейчас та свобода, которая была при Ельцине, никому не нужна. Конечно, за исключением тех, кто за ширмой этой свободы делал миллиардные состояния. Я бы определил настоящую и разумную свободу как ту степень несвободы, которая для нас приемлема. Заковыристо выразился? Но давайте спорить. Если постановка «Демгородка» такие споры вызовет, буду только рад.

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
День флага России отметят в соцсетях
Опять молочница. Есть ли эффективные средства лечения?
Александр РАЗУВАЕВ: сдерживание роста зарплат — лоббирование интересов крупного капитала
Средство от надоедливой жены – ртуть в сапоги
Появились видео нападения и ликвидации преступника в Сургуте
Появились видео нападения и ликвидации преступника в Сургуте
Москвич откусил ухо дворнику Махмуду за жену с собачкой
Дизельные и газовые автомобили перестанут продавать в Германии
Украина просит помощи Германии в расследовании дела о посещении Крыма группой Scooter
Сурков рассказал о встрече в Минске со спецпредставителем США по Украине
Убедительность ФАС: на отмену роуминга согласились все сотовые операторы
Ростислав ИЩЕНКО: согласовывать позиции США и России — это задача не для Волкера
Украина просит помощи Германии в расследовании дела о посещении Крыма группой Scooter
Польша хочет получить с России триллионы злотых за "преступления СССР"
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Кадровый резерв Владимира Путина
Активы ряда китайских фирм заморозили в США
ООН: перехвачены два секретных груза из КНДР в Сирию
Активы ряда китайских фирм заморозили в США
Практичнее некуда: самые-самые в 2017 году