Алла Демидова: «Актерская профессия – это ежедневная пахота!»

Вот уже более десяти лет Народная артистка РСФСР Алла Демидова находится в «свободном плавании», гастролируя по разным странам мира с творческими вечерами, спектаклями, мастер-классами и лишь изредка выступая в Москве. Сегодня бесспорно талантливая, но оказавшаяся в лучшие свои годы не достаточно востребованной, актриса отмечает 72-летие.

«...Актер – это действительно пустота! Но эту пустоту нужно чем-то наполнять. И чем больше ты ее наполняешь – другой душой, другими мыслями, другим характером, другими реакциями, другими жестами и костюмами, другим гримом и другой манерой говорить, – тем больше и убедительнее образ, который ты сыграешь потом», - говорит Алла Демидова и следует этой персональной заповеди на протяжении всей своей творческой жизни.

Демидова родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Ее мать работала лаборанткой на кафедре экономического факультета МГУ, отец погиб на фронте при взятии Варшавы в 1944 году. По словам самой Аллы Сергеевны, она с детства мечтала стать великой актрисой. С малых лет Демидова участвовала в самодеятельности, позже – в школьном театре с собственной чтецкой программой: монологом Катерины из «Грозы» и отрывком из «Анны Карениной».

По окончанию школы Алла Демидова предприняла попытку поступить в Театральное училище имени Б. В. Щукина. Однако из-за плохой дикции ее не приняли. И девушка поступила на экономический факультет МГУ, а в 1959 году стала соискателем ученой степени и начала вести семинарские занятия по политэкономии для студентов философского факультета. При этом, Демидова не оставила своей мечты о сцене и карьере актрисы.

Одновременно с работой на курсе она выступает в Студенческом театре МГУ. Именно там Демидова где играет свою первую заметную роль - Лиду Петрусову в спектакле «Такая любовь» Павла Когоута в постановке Ролана Быкова (1958). Вскоре Алла Демидова поступает в студию при театре имени Ленинского комсомола. Но уже через год ее исключают в силу «профнепригодности».

Очередная попытка Демидовой поступить в Щукинское училище оказалась удачной. А ее дипломный спектакль в 1963 году «Добрый человек из Сезуана», который поставил Юрий Любимов, открывает перед актрисой долгожданный путь в театр, а именно – в театр на «Таганке». Но звездой так и не становится, играя в основном небольшие незначительные роли.

Известность к Алле Демидовой пришла в кино – в 1966 году, когда она исполнила главную роль в фильме Игоря Таланкина «Дневные звезды». После выхода картины на экраны Демидову назвали самой перспективной актрисой. Но по неясным причинам предложений ярких больших ролей все же почти не было. На сегодняшний день ее фильмография насчитывает около пятидесяти работ.

Интересен тот факт, что еще будучи студенткой Щукинского училища, Алла Демидова мечтала и о мужской роли – ни много, ни мало – о роли Гамлета. И через 30 с лишним лет осуществила свою мечту, правда, сыграв не канонического Гамлета, а, представив своеобразный урок актерского мастерства, который вела, то от лица Гамлета, то от Гертруды, то от Офелии.

Более 10 лет Алла Демидова находится в «свободном плавании». Исключение составляет разве что ее сотрудничество с театром «Школа драматического искусства» - роль Донны Анны в спектакле Анатолия Васильева «Дон Жуан или «Каменный гость» и другие стихи».

В последнее время актриса больше думает об отдыхе, отзываясь только на те предложения, которые ее, действительно, интересуют. «Почему вы думаете, что мне хочется работать 12 часов в сутки? Актерская профессия – это ежедневная пахота! И нет сейчас Тарковского, которому бы я абсолютно доверяла и понимала бы, что мои 12 часов не будут вырезаны в процессе монтажа. Сейчас нет даже Шепитько, нет Авербаха…»

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить