Международному сигналу бедствия SOS - 100 лет

Ровно столетие назад был принят и утвержден единый международный сигнал бедствия в радиотелеграфной связи – SOS (три точки, три тире, три точки). Отдельный позывной азбуки Морзе часто переводят как «Save Our Ship» (спасите наш корабль), или «Save Our Souls» (спасите наши души), или «Swim Or Sink» (плывите или утонем), или «Stop Other Signals» (прекратите другие сигналы). Однако сигнал не является аббревиатурой, а представляет собой случайно выбранную последовательность, удобную для запоминания и легко распознаваемую на слух. Сегодня позывные бедствия SOS считаются одним из факторов культуры ХХ века.

Различные визуальные и аудиосигналы бедствия (семафорные флаги, сигнальные огни и колокола) использовались на морских судах в 1890-х годах, еще до изобретения радио. Первое радио – беспроводной телеграф – сначала использовало знаменитую азбуку Морзе, разработанную в 1838 году американским изобретателем Сэмюэлем Морзе, прежде всего, для наземного проводного телеграфа. С появлением на судах радиостанции возникла и необходимость в стандартизации коммуникаций. Однако из-за национальных различий и соперничества между несколькими крупными конкурирующими радиокомпаниями, кооперация была затруднена.

В 1903 году в Берлине состоялась Первая международная радиотелеграфная конференция. В то время итальянский представитель капитан Бономо, выдвинул свое предложение о том, что «терпящие бедствие корабли должны посылать сигнал SSSDDD с интервалом в несколько минут». Но официально это не было предметом обсуждения конференции, и сигнал не утвердили.

Зачастую сообщения о том, что корабль терпит бедствие, передавались без какого-либо определенного сигнала. Например, 10 декабря 1905 года, во время сильнейшего шторма американский плавучий маяк «Нантакет» дал течь и начал тонуть. Экипаж был спасен, благодаря имевшейся на судне радиоустановке, с которой был послан призыв о помощи: «Помогите. Плавучий маяк Нантакет терпит бедствие. Вышлите помощь откуда угодно». К кораблю был выслан тендер «Азалеа». Всех членов команды удалось спасти, а сам «Нантакет» затонул при буксировки к берегу.

Вторая Международная радиотелеграфная конференция состоялась в Берлине в 1906 году. В ней уже участвовали представители двадцати девяти стран, в том числе, Англии, России, США, Франции и Японии. Во время бурных обсуждений, немецкая радиотелеграфная компания «Сляби - Арко» предложила рассмотреть сигнал SOE (три точки, три тире, точка). Однако в этом позывном делегаты нашли большой недостаток: буква E передается одной точкой, а при перегруженном эфире или помехах она может быть искажена и не понята. Таким образом, букву Е заменили на S и утвердили единое SOS.

Первым спасенным по этому сигналу бедствия был лайнер «Кунар», потерпевший крушение в начале 1909 года в районе Азорских островов. А в 1912 году благодаря позывному SOS удалось спасти многих пассажиров легендарного лайнера «Титаник». Дело в том, что для передачи SOS подходила любая имевшаяся на корабле аппаратура. Именно случай с «Титаником» подтвердил универсальность SOS – сигнала бедствия, прослужившего в течение целого столетия.

В 1999 году была принята новая международная спутниковая система кодификации для передачи сигналов бедствия - GMDSS.

Читайте еще заметки в разделе "Культура".

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить