Профессиональный фотограф, преподаватель и эксперт по работе с визуальными проектами о том, как выйти за пределы учебных шаблонов, научиться замечать детали и превратить съёмку в осознанное творчество.
Сейчас в разгаре национальный фотоконкурс "Знание. Россия", который объединяет фотографов со всей страны — от любителей до профессионалов. В этом году участники соревнуются в трех направлениях: персональная фотография, мобильная фотография и коллаборация с ИИ. Особенно заметным стал рост интереса к мобильной фотографии. Профессиональный фотограф и преподаватель Алена Сергеева уверена, что для хорошей фотографии важен не инструмент, а взгляд на мир. Сегодня даже профессионалы всё чаще используют смартфоны для съемки, а победители конкурса доказывают, что качественный кадр — это не про дорогую технику, а про умение видеть, чувствовать момент и рассказывать историю. Алена работала как с частными клиентами, так и с крупными организациями и имеет богатый опыт в портретной, репортажной и событийной съемке. Как развить фотографическое видение? С чего начать, если хочется снимать осознанно? И действительно ли копирование чужих кадров помогает найти свой стиль? Об этом — в интервью с экспертом.
— Алёна, вы уже много лет занимаетесь фотографией и наблюдаете, как технологии меняют индустрию. Сегодня практически у каждого в кармане есть смартфон с мощной камерой, но хороший кадр — это не только вопрос техники. Как научиться снимать так, чтобы фото были не просто качественными, но и достойными участия в конкурсах?
— На самом деле, почти любое фото можно считать достойным участия — ведь это во многом субъективно. Иногда действительно получается случайно поймать хороший кадр. Но если говорить о системной работе, то здесь важно только одно: практика. Нужно много снимать, пробовать, искать разные ракурсы и освещение, а потом анализировать — что получилось, что нет, и как можно было бы улучшить. Фотография — это всегда немного конструирование реальности. Часто маленькие детали: необычный источник света, игра теней или неожиданный ракурс делают кадр особенным. Снимайте много, по-разному, и не бойтесь отбирать лучшее. Я уверена, что у каждого человека есть в телефоне тысяча снимков, среди которых можно найти действительно уникальные, ведь видение фотографа — инструмент сильнее любой техники.
— Вы говорите о важности видеть детали. А как тренировать эту насмотренность? Есть ли у вас личные практики или привычки, которые помогают развивать внимание к мелочам?
— Самое простое и эффективное — это фотопрогулки. И не обязательно ходить в новые места. Иногда привычный маршрут раскрывается с неожиданной стороны, если смотреть на него как на историю, которую потом нужно будет рассказать через фотографии. Представьте, что вы делаете презентацию "Атмосфера этого места" — что в нее войдет? Архитектура, мелкие детали, растения, лица людей, свет и тени, эмоции, маленькие бытовые штрихи. И очень здорово делать такие прогулки вдвоем, потом можно сравнить снимки и увидеть, что у каждого свой взгляд, своя оптика и свое повествование. Это отлично развивает видение и помогает найти собственный стиль.
— Да, многие фотографы мечтают найти свой стиль — тот особый почерк, который делает их работы узнаваемыми. Вы, как опытный фотограф и наставник, который обучает многих с нуля, как считаете: что помогает прийти к этому и как перестать искать "правильное" и начать снимать по-своему?
— В самом начале пути я всегда советую не бояться повторять. Полезно брать работы признанных мастеров, внимательно их изучать, разбирать композицию, работу со светом, цветом и эмоцией и пытаться воссоздать это самостоятельно. Такой подход помогает понять, из каких "кирпичиков" строится хороший кадр. Постепенно это знание уходит в подсознание, и приходит момент, когда вы начинаете снимать уже не по шаблонам, а исходя из своего взгляда и чувств. Ваши личные впечатления, опыт и характер начинают отражаться в кадре сами собой — это и есть момент, когда появляется собственный стиль. И, конечно, важно помнить о фокусе: фотография всегда про то, как человек видит мир и какую его часть решает показать. Поэтому стиль — это не только композиция или цвет, это еще и ваше внутреннее мировоззрение, которое проявляется в каждом снимке.
— Вы разработали собственную методику обучения, к которой обращаются не только начинающие фотографы, но и коллеги, ищущие новые подходы в работе. Расскажите, с чего начинается ваш курс и о чем в первую очередь вы говорите со своими учениками?
— Мой основной фокус обучения всегда был на коммерческой съемке, и в самом начале обучения я объясняю, что коммерческая фотография — это не только умение сделать красивый кадр, но и работа с людьми. Здесь важно все: как вы общаетесь с клиентом, какое впечатление производите, насколько комфортно с вами работать. Даже самый талантливый фотограф не сможет добиться хороших результатов, если рядом с ним клиент чувствует себя скованно или не получает должного внимания и уважения. В коммерческой съемке ценится не только итоговая картинка, но и весь процесс: пунктуальность, уважение к срокам, готовность слышать клиента и создавать атмосферу доверия. Именно это я стараюсь донести до учеников в самом начале. Результат в фотографии всегда идет рука об руку с тем, как ты этот результат достигаешь.
— Алёна, как вы считаете, все ли обучаемы фотографии?
— Конечно! Я уверена, что фотографировать может научиться каждый. Для меня главное, чтобы человек получал от этого удовольствие и был доволен своими снимками. Если ему нравится то, что он делает, если это радует его и близких — значит, всё получилось. Нет какого-то универсального "экзамена", по которому можно сказать: "Вот теперь ты фотограф". В профессиональных школах, может быть, есть стандарты и строгие критерии, но в моем подходе важнее личное ощущение радости от процесса и результат, который греет душу.
— В вашей методике особое внимание уделяется работе с клиентом и созданию комфортной атмосферы на съемке. Могли бы вы поделиться тремя приемами, которые помогут новичкам сделать процесс съемки непринужденным и раскрыть человека в кадре?
— Первое и самое важное — установите контакт до съемки. Это может быть короткая беседа, чашка кофе или легкий разговор о чем-то отвлеченном. Важно, чтобы человек почувствовал, что он не "объект", а участник процесса. Второе — не бойтесь показывать пример. Я часто сама демонстрирую позу, поворот головы или выражение лица, чтобы человек понял, что от него хотят, и расслабился. Это сразу снимает напряжение, а еще человек не думает, что он выглядит как-то глупо или неестественно. Третье — всегда хвалите и поддерживайте. Даже если кадр получился неидеальным, нужно подчеркивать, что все хорошо, мы просто ищем лучшие ракурсы. Человек в кадре должен чувствовать, что ему доверяют и что он молодец. Тогда он расслабляется, начинает улыбаться по-настоящему, и именно в этот момент появляются самые искренние и живые кадры.
— Алёна, вы работали в разных жанрах фотографии — от портретной и коммерческой съемки до съемки мероприятий, а сейчас больше внимания уделяете природе. Что для вас самое интересное и в то же время самое сложное в фотографии? Какие жанры требуют наибольшего мастерства?
— Сейчас мне все больше нравится снимать природу. Это возможность увидеть новые места, по-другому взглянуть на нашу страну, исследовать неизвестные уголки. Для меня это своего рода терапия и способ познания мира. Ты приезжаешь в новую локацию, наблюдаешь, как она меняется в разное время суток, ловишь настроение, и все это отражается в кадре. А вот самым сложным я считаю съемку мероприятий — свадеб, корпоративов, фестивалей. Потому что здесь нет права на ошибку. Ты не можешь повторить момент — все происходит здесь и сейчас, и нужно сразу уметь реагировать, выстраивать кадр на лету. Плюс это всегда большое количество людей, которые ведут себя по-разному. Нужно уметь найти подход, расположить к себе, создать атмосферу доверия. И при этом контролировать массу деталей — свет, фон, эмоции, движения. В таких съемках всегда остается элемент непредсказуемости, и это настоящий челлендж. Но именно в этом и есть интерес — в умении собрать все воедино и поймать живой, искренний момент.