Пиотровский скрылся от прессы

Конфузом завершилась коллегия Министерства культуры РФ, посвященная экстренным мерам по сохранности музейных ценностей, теле-, радио- и кинофондов. Столичным журналистам так и не удалось свободно задать вопросы директору Государственного Эрмитажа Михаилу Пиотровскому - он ретировался через единственный выход из кабинета министра Соколова так незаметно и стремительно, что некоторые даже подумали, что он выскочил в окно.

А у руководителя ФАККа Михаила Швыдкого даже память отшибло. Он так и не вспомнил, кто такой бывший заместитель председателя Счетной палаты Юрий Болдырев, который недавно на "Эхо Москвы" обвинил Швыдкого и Пиотровского в создании в Эрмитаже налаженного "механизма воровства".

Особых сенсаций коллегия не принесла - ничего конкретного и вразумительного на вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?" пресса так и не услышала. Впрочем, министр культуры Александр Соколов четко обозначил одну из главных проблем - сохранение уникальных звукозаписей гениев отечественной музыкальной культуры, которые до сих пор, оказывается, не оцифрованы.

А вот что касается киноархивов, то здесь, по мнению Соколова, все прекрасно - именно такое впечатление создалось у министра после бравурного отчета первого зама руководителя Госфильмофонда Дмитриева. И это при том, что Швыдкой уже три месяца не может ответить прессе на вопрос, в каком состоянии находятся шедевры Сергея Герасимова и фильмы с музыкой Шостаковича, которые в год столетия этих великих мастеров до сих пор не показаны ни на одном из многочисленных кинофестивалей России. Тем более что давний друг Швыдкого заслуженный работник культуры Армении Армен Медведев признался, что эти фильмы до сих пор также не оцифрованы.

Но главное внимание, конечно же, было привлечено к музеям, где через неделю начинается грандиозная проверка сохранности ценностей с участием представителей ФСБ и МВД. "Правда.Ру" решила напомнить вопрос, озвученный все тем же Юрием Болдыревым. А именно, о проверке не только наличия, скажем, картин, но и их подлинности.

Особенно тех шедевров Эрмитажа, заграничные "гастроли" которых в 90-е годы, согласно отчету Счетной палаты, прошли со значительными нарушениями, и тех, что демонстрировались в действительно "уникальном" проекте Пиотровского и Швыдкого - галерее "Эрмитаж-Гугенхайм" в Лас-Вегасе.

Когда мы публично посетовали Швыдкому, что Пиотровский упорно не хочет ознакомить российскую прессу со всеми подробностями этого проекта, Михаил Ефимович стал вести себя неадекватно и говорить странные вещи: «Не хочет Пиотровский с прессой и с вами конкретно общаться - это его дело». А потом у руководителя ФАККа и память отшибло, ибо он публично заявил: «Я не буду комментировать высказывания Юрия Болдырева, поскольку не знаю, кто это такой».

А ведь вопросы очень простые. Кто конкретно откликнулся на предложение музея Соломона Гугенхайма показывать шедевры Эрмитажа в Лас-Вегасе? Ведь всем известно, что специализирующийся на модернистской живописи музей Гугенхайма - не чета Эрмитажу. Это не музей «Метрополитен» в Нью-Йорке, не Лувр - в последнем, кстати, руководство музея Гугенхайма с предложением выставить свои шедевры в столице игорного бизнеса послали далеко и надолго.

А пару месяцев в Гонконге разразился примечательный скандал - главный куратор крупнейшего французского музея современного искусства имени Помпиду Ален Саяж высказал возмущение, что азиатский филиал его центра хотят разместить под одной крышей с музеем Гугенхайма: "У нас музей первой категории, а это какая-то фабрика "Кока-колы".

Кстати, на помпезное открытие центра "Эрмитаж-Гугенхайм" Государственный Эрмитаж представил бесценную жемчужину своей коллекции - шедевры Рубенса. А чем же порадовали душеприказчики Соломона Гугенхайма? А вот чем - выставкой "История американского мотоцикла". Равноценный вклад, нечего сказать.

Сегодня техника подделок шедевров живописи достигла такого уровня, что крупнейшие музеи мира постепенно сокращают выставочную деятельность, поскольку экспертизы становятся все более дорогостоящими и менее определенными. В такой ситуации, естественно, возникают подозрения, что из-за границы в тот же Эрмитаж могут возвращаться не оригиналы шедевров, а безупречно сделанные копии.

Достаточно посмотреть форумы популярных питерских сайтов, чтобы увидеть обеспокоенность культурной общественности города этой проблемой , которая уже обсуждается в Европе. Так почему Швыдкой и Пиотровский, чтобы снять предельную нервозность и скандальность ситуации, не хотят пойти на тщательную экспертизу с привлечением независимых международных экспертов хотя бы нескольких картин, по чьим "гастролям" на Западе есть вопросы?

Крайнее недоумение вызывает нервозность Михаила Пиотровского и Швыдкого, переставших недавно свободно общаться с прессой. А Пиотровский, как утверждает известный питерский журналист Александр Богданов, организовал гонения на неугодных журналистов - после того, как Богданов задал на пресс-конференции в Эрмитаже не тот вопрос, ему угрожали местные охранники.

Зато тут же на защиту Швыдкого и Пиотровского встали его давние друзья - Григорий Ревзин, Елена Ямпольская и Валерий Кичин. Последний организовал в "Российской газете" публикацию уникальной во всех отношениях статьи в защиту Питровского, написанной Юлией Кантор - помощницей самого Пиотровского. Такого цинизма отечественная пресса не знала давно.

"Меня не удивляет, что Михаил Швыдкой резко забыл, кто я такой, - заявил "Правде.Ру" бывший заместитель председателя Счетной палаты Юрий Болдырев. - Я по-прежнему заявляю и ему, и Пиотровскому - если вы считаете, что я, инспекторы Счетной палаты дали в 2000 году лживые сведения, обращайтесь в суд.

Я по-прежнему уверен в том, что эти сведения верны и что по ним должны были быть приняты кадровые решения и, возможно, возбуждены уголовные дела. Если этого не было сделано, значит, Пиотровского и Швыдкого прикрыли тогдашние руководители правительства".

Руководитель Росохранкультуры Борис Боярсков считает, что возвращаться к отчету Счетной палаты 2000 года сейчас не стоит. Равно как и ждать "катастрофических сенсаций" насчет замены оригиналов на копии во время зарубежных выставок. Но при этом он загадочно заметил: "Пропажи выявлены будут - и в первостатейных музеях, и в прочих. Сенсации во время проверки будут".

Андрей Щербаков

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *