Куда уходят народные промыслы

Народные художественные промыслы — Гжель, Палех, Жостово, Хохлома — на протяжении многих лет были гордостью нашей страны. Сегодня они переживают не лучшие времена. Музей дымковской игрушки пришел в такую ветхость, что даже не смог принимать посетителей. Администрация города Кирова планирует полностью обновить его. Неужели государство наконец обратило внимание на проблемы народных промыслов?

Традиции народных промыслов в России имеют многовековую историю и неразрывно связаны с историей и культурой нашей страны. Сложно сказать, каким был вклад неизвестных народных мастеров в становление русских культурных традиций, но все выдающиеся художники и скульпторы нашей страны обращались в своем творчестве к народным промыслам, использовали их как наследие, переосмысливали его. В народных промыслах отражена культура страны, ее прошлое, причем так, как ни в каком другом виде искусства.

Вообще, без понимания значения для истории и развития страны ее фольклора и народного художественного творчества невозможно говорить о таких серьезных вещах, как национальное самосознание. Утрата традиций — невосполнимая потеря для духовной составляющей российской культуры в целом.

Дымковская игрушка — самый известный из глиняных промыслов России. Тем не менее в Вятском крае, на ее родине, не было ни одной постоянно действующей экспозиции, посвященной ее истории. И лишь благодаря многочисленным пожеланиям туристов и жителей Кирова администрация выделила 622 тысячи рублей на ремонт музея, который из-за ветхости не мог функционировать постоянно, а только изредка проводил выставки по запросу. Муниципальное образование "Город Киров", которое представило проект популяризации и развития дымковского промысла, выиграло областной конкурс на право получения субсидий для поддержки и развития художественных промыслов и ремесел.

О безрадостном положении, в котором сегодня находятся музеи народных промыслов, читателям "Правды.Ру" рассказала художник, преподаватель, научный работник Московского музея народной графики Инесса Олеговна Пуховская:

— Наш музей выживает благодаря инициативе директора. Никаких вливаний извне к нам не поступает. Государство сегодня не заинтересовано в сохранении народных промыслов.

Раньше я работала в Абрамцевском художественно-промышленном училище (это знаменитая абрамцево-кудринская резьба — по дереву, камню, художественная обработка металла и так далее). Везде картина одна — все приходит в упадок. Раньше народные промыслы были востребованы, составляли гордость страны, а сегодня они никому не нужны.

Фото: AP

Мастерские, где ученикам преподавали основы мастерства, как и предприятия, где трудились над изготовлением художественных изделий, — все находятся в плачевном состоянии. Мастеров осталось очень мало, потому что государство не поддерживает их. Направлениянародныхремесел,которые раньше преподавали в художественных училищах и вузах, исключаются из программ обучения. Старые мастера тоже уходят, а новых им на смену нет.

Читайте также: Кижам "угрожают" реставраторы

Сегодня традиции русских народных промыслов утрачиваются. И в керамике, и в резьбе, и в росписи по дереву — везде одна и та же картина: вялое подобие того, что было двадцать лет назад, когда государство заботилось о сохранении традиций на высоком уровне.

Сегодня если кто и проявляет интерес, то это какие-то нувориши, которым важно только одно — заработать деньги. Поэтому производство ориентируется на потребу дня, на то, что охотно раскупается. Наши изумительные народные искусства — Палех, Гжель, Жостово, Хохлома — для бизнесменов, которые ими занимаются, просто раскрученный бренд. Им важно продать, а сохранение традиций, развитие, глубина этого искусства им не интересны. Надо, чтобы изделия изготавливали быстро и недорого.

Гжель еще как-то выживает за счет иностранных туристов. А вот Жостово и Палех уходят, потому что шкатулки, которые долго и кропотливо расписываются и требуют огромного усердия и времени, остаются невостребованными. Но мастера тоже ведь не могут жить на такие копейки! Те, у кого есть деньги, не понимают этой красоты, а те, кто понимает, — у них нет денег, чтобы ее купить.

Русское искусство сильно за счет традиций. Иностранцы, понимая это, предпочитают произведения традиционного народного искусства, а не поделки, которые копируются по западному образцу.

Тот же лубок, которым занимается наш музей. Это народная графика, фактически та же техника, в которой выполнялись иконы и которая стала символом примитива. Лубок далеко не так примитивен, как принято считать. В нем выражалась истинная глубина русского человека, его внутренний мир. Сегодня можно увидеть рекламные плакаты по борьбе с пьянством. Они очень прямолинейные и грубые. А лубок, наоборот, деликатно указывал человеку на его слабости. С помощью художественных образов, через красоту графики, красок, через пластику он передавал такую сумасшедшую философию, такую глубину, которая и не снилась современным авторам.

А сейчас это утрачивается. Только иностранцы проявляют интерес к этим гравюрам. А многие русские люди даже не знают, что существует такой народный промысел и что такое лубок на самом деле.

Ремесла сохранятся, по крайней мере на данном этапе, только в том случае, если найдутся сподвижники. Россию спасет только внимание к собственным корням. Ведь человек без корней — это материал, из которого можно слепить любое чудовище. Теряя корни, мы теряем уважение к самим себе. А возрождать интерес к корням сегодня могут только неравнодушные люди, энтузиасты. Государству и тем, кто у власти, сегодня не до этого.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Темы киров
Обсудить