Артур Дан: стать четвертой ипостасью

Как-то мне пришлось увидеть несуразную формулу «реанимировать религиозную Россию». Такое ощущение, что человек, сказавший это, не понимал, о чем говорит. Реанимировать не надо, она возродится в Церкви! Сегодня Россия продолжает восходить на свою Голгофу, где есть и Понтий Пилат, и фарисеи, и саддукеи, и иуды, и толпа кричащая: «Распни!»…

Несколько дней в Иркутске проходили встречи жителей города с диаконом Андреем Кураевым. Он является Профессором Свято-Тихоновского Православного Богословского Института, заведующим кафедрой основного богословия и апологетики, старшим научным сотрудником кафедры философии религии и религоведения философского факультета МГУ. Кроме этого Андрей Кураев член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы, совести при комитете Государственной Думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений.

Конечно, его ждали с нетерпением и готовили вопросы. Священнослужитель вызывающий противоречивое чувства даже в христианском мире давно привлекает внимание иркутян.

В набитых залах его слушали, затаив дыхание. Лекции были познавательными для всех, и касались того, что объединяет и различает различные религии, их истории. На примерах восточных и античных религий, восходящих к единому Богу, о. Андрей показывал, почему появлялись похожие притчи, стихи, события.

Правда, в аудиториях находились и те, кто пришел не слушать, а возмущаться. Отдельные представители оккультных течений, пытались вступить в дискуссию, обвинить о. Андрея в передергивании и фальсификации. На одной из встреч представители иркутских рериховцев стали забрасывать проповедника перечислением законов, постановлений, международных рекомендаций и его же выступлений, пытаясь уличить в клевете. Было похоже на то, что они составили целое досье на православного миссионера. Между прочим, себя рериховцы также называли православными. Однако это не помешало одному из них заявить, что «беснующемуся диакону надо набить морду». Услышав это, зал просто ахнул. Кстати, желающий «набить морду», ничем не рисковал. Чтобы инстинктивно не дать сдачи о. Андрей обещал держать руки за поясом. Так заповедал Христос Иисус: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».

Приверженцы восточных религий утверждают, что Будда, Христос, Кришна суть одна и та же личность перевоплощающаяся для дальнейшего исполнения кармы. Христиане отрицают это утверждение, потому что оно является откровенным богохульством. Если для других религий имя Христа Иисуса является ценностью, которую они используют для оправдания собственных заблуждений, то для христиан Будда, Кришна и иже с ними не представляют никакого интереса. Более того, Церковь отрицает, какую бы то ни было причастность к этим божествам.

Весь вечер представители рериховской «живой этики» поносили диакона Русской Православной Церкви. Андрей Кураев смиренно просил своих духовных братьев и сестер не мешать Божественному пророчеству, потому что сказано Спасителем: «Будете ненавидимы всеми за имя мое; претерпевший же до конца спасется», и далее: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого».

Андрей Кураев: Если, кто-то не знает Христа, то это не значит, что и я Его должен забыть.

Обращаясь к аудитории, которая возмущалась рериховцами, о. Андрей в шутку упрекал духовных братьев и сестер в том, что они ему мешают попасть в рай. К сожалению, рериховцы так ничего и не поняли. Они требовали, чтобы о. Андрей не смел называть их сектой и перечисляли законодательные акты, убедительно, как им казалось, доказывающие что «агни йога» не секта. Они никак не могли взять в толк, что кроме правового определения того или иного явления, события или факта существует и оценочное понятие, которое не может быть истолковано юридическими категориями.

Андрей Кураев: Ни в одном законе нет слова арбуз, однако, все мы едим его с удовольствием.

Ответы о. Андрея были остроумны, аргументированы, со ссылками на книги, в которых он тут же зачитывал названные места. Публика откровенно веселилась, видя невежество последователей «живой этики» иначе «агни йоги», то есть рериховцев в собственном учении, но решивших дать бой о. Андрею. Оказывается, они просто не знали многого из того, что было сказано и написано их же кумирами – Рерихами и Блаватской.

Видно было, что люди неверующие, просто не понимали многого из того, что говорил о. Андрей. Впрочем, это не удивительно. Чтобы стать соучастником, а не присутствующим, надо быть посвященным, чем православные собственно и отличались во время этих лекций от неправославных. Иисус Христос предлагал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне».

Характерная особенность. Ни один верующий иркутянин не подошел к микрофону, а передавал вопросы в записках, тогда как «эрудиты» рвались к микрофонам. Рериховцы, являясь последователями Елены Блаватской, которая проявила себя откровенным врагом Православия, пытались использовать возможность засветиться перед иркутянами, но были просто посрамлены. Диакон о. Андрей жестко и публично заявил, что Рерихи являются масонами и никогда не были православными.

Рериховцев оскорбило утверждение о. Андрея о том, что их учение есть религия. Они были не согласны и заявляли, что «живая этика», она же «агни йога», не религия, а учение, хотя не смогли привести ни одного доказательства научности, которое отличает их деятельность от религиозной.

Андрей Кураев: Человек верит в существование надчеловеческого духовного мира и полагает, что с этим миром можно установить связь, которая приведет к изменению его посмертной судьбы. Это наиболее полное, точное и ёмкое определение религии. Любое другое определение, или какое-то из видов определения религии объявит его светской или атеистической деятельностью. То есть если мы скажем, что религия, только там, где есть вера в Бога, а в шаманизме или в буддизме веры в Бога нет и поэтому это не религия, то будет неверно. Или если мы скажем, что религия есть там, где есть ясно определенные внешние ритуалы, то в этом случае внутренняя молитва монаха окажется светским, а не религиозным действием. Так что рериховская деятельность полностью подходит под определение религии.

Между прочим, тот, кто имел дело с фанатиками, знает, что религиозность и фанатизм суть не одно и то же. Фанатик – это человек, считающий свою точку зрения единственно верной. Нередко люди, являясь фанатиками, не признаются в этом даже себе.

В принципе, людей заблудившихся на религиозных окраинах, понять можно. Человек из-за своей неразборчивости хочет знать все, особенно запретное. Ему в этом помогают духи злобы поднебесной, которые вошли в общение с людьми и передали им тайные знания, которые человеки не должны знать до времени.

Древние жрецы скрывали эти знания, чтобы управлять людьми. В свою очередь Православные богословы были всегда открыты, но считали, что некоторые знания без духовного опыта опасны для человека. Об этом говорил и Христос: «Не давайте святыни псам, дабы, не обратившись, не разорвали вас».

Святыня для христиан то, что является спасением. Во время евхаристии, верующие причащаются Святых Таин, то есть под видом хлеба и вина получают хлеб вечной жизни. Святыня, потому что это тело и кровь Христа Иисуса за людей проливаемая, принесенная в жертву за спасение людей.

Язычники, многие из которых, в общем-то, не были против Христа, потому что верили во множество богов, и считали Его одним из них, преследовали христиан за то, что те отказывались приносить жертвы идолам. Однако христиане предпочитали плаху возможности сохранить жизнь принесением жертвы идолам.

Один пример того, что рериховцы не являются православными иркутяне увидели прямо в зале. Диакон о. Андрей спросил рериховцев, как они будут вести себя, например, в буддийском дацане. При этом о. Андрей сразу заявил, что, сам, находясь в дацане, никогда не возьмет из рук служителей, чего бы то ни было, и не будет участвовать ни в каких обрядах. Для православного человека это просто естественно.

Один из членов рериховского общества заявил, что не видит ничего дурного в том, чтобы воскурить фимиам в дацане.

Этот замечательный пример показал, что рериховцы не являются христианами, потому что «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть». Рериховцы и не служат Святой Троице. Маскируясь под православных, они поклоняются своему божеству.

Впрочем, и об этом давно уже сказано: «Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». И ответом каждому глумящемуся над именем Христа Иисуса будет: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».

Бог создал человека не для того, чтобы возвышаться над ним, принимать почести или сделать своим рабом. Все это человеческие определения. Человек – венец творения, был создан по образу Бога, но задуман по образу и подобию. Учение Церкви о спасении человека воспринимаемое лишь как жизнь за гробом будет неполной, если не учитывать первозданное состояние «венца творения». Это теперь, после падения, человек нуждается в спасении, но это не конечная цель. Человек допущен к диалогу с Богом, чтобы, участвуя в созидании приблизиться к Творцу и уподобиться Ему в добротолюбии. Главный смысл христианской философии в обожении человека. Если угодно, человек должен стать четвертой ипостасью Святой Троицы, какой бы дерзостью это не казалось. Но это не то, что предлагал людям дьявол, соблазняя их возможностью стать, «как боги». Подтолкнув к нарушению нравственной заповеди, дьявол лишенный возможности Богообщения сделал это из зависти к людям, которые непосредственно общались с Творцом.

Бог создав человека для того, чтобы приблизить к Себе, не оставил его и после падения, потому что Божественное определение не может измениться. Человек всегда ощущал себя творением Бесконечного Бога, ведь «всякая душа христианка», хотя и не мог Его найти. Но свято место пусто не бывает, и его стали заполнять суррогатами. «Если бы Бога не было, то человек бы его придумал», потому что без Источника жизнь невозможна.

Попытки людей античного мира найти Бога закончились ничем. Однако сама религиозная культура того времени уже достигла своего расцвета. У языческой религии есть предел. Она статична, и развиваться не может. Поиски человеком Бога ни к чему не привели. Отличительной чертой христианства от всех иных религий является то, что Бог сам вышел навстречу человеку. С пришествием Иисуса Христа люди кинулись в лоно Церкви. Это было радостное возвращение домой.

То, что с возникновением христианской религии появилось и продолжает появляться множество различных сект, ничего удивительного нет. Привлекательную идею Богочеловека стали эксплуатировать люди далекие от христианских ценностей. Сначала единицы, потом десятки и сотни различных сект начали паразитировать на христианской идее спасения.

Само Боговоплощение оказалось ёмким и грандиозным замыслом, осознав который, потрясенное человечество не могло оставаться в стороне. Христин преследовали, с ними спорили, пытались опровергнуть, уничтожить…, но без Православия мир представить было уже нельзя.

По наитию люди чувствовали, что именно здесь выход из духовного тупика и личное спасение каждого.

Артур Дан, Иркутск

Обсудить