Дмитрий Литвинович: Мушарраф, наконец, проснулся

Президент Пакистана генерал Первез Мушарраф впервые заявил о признании Исламабадом Северного альянса и всех входящих в него группировок. Как заявил пакистанский лидер, выступая вчера вечером по национальному телевидению, взятие Кабула отрядами Северного альянса "не представляет угрозы для безопасности Пакистана".

Да это еще то заявление. Правильно говорят, что лучше поздно, чем никогда. Мушарраф пытается вскочить на подножку уходящего поезда. Маловероятно, что это у него получиться. Такие резкие повороты в политике не приветствуются, а с беспринципными людьми и разговор другой.

Долгие годы Исламабад небезуспешно вел определенную политическую игру в Афганистане, конечной целью которой было экономическое и политическое подчинение Пакистану. Проводником его политики был «Талибан“, с которым у Пакистана сложились самые тесные взаимоотношения. Все бы было хорошо и отлично для Пакистана да вот несчастье: Бен Ладен выбрал в качестве своего убежища именно Афганистан, а неразумные талибы спрятали его. Вот тогда то и затрещала по швам вся пакистанская дипломатия в Афганистане. С самого начала антитеррористической операции Пакистан проводил двойную политику: поддерживал США и в тоже время не прерывал контактов с талибами. Правда усидеть на двух стульях одновременно задача не из легких и после военных успехов Северного альянса, а также под давлением Америки Мушаррафу пришлось сделать выбор и он, разумеется, был не в пользу талибов.

Но, разорвав дипломатические отношения с движением «Талибан» он все же не отказался от идеи включения некоторых не особо одиозных лидеров движения в состав будущего коалиционного правительства. Первез Мушарраф считает, что нельзя отождествлять всех пуштунов с талибами. Большая часть пуштунов, полагает он, никогда не являлись сторонниками «Талибана», а среди самого талибского руководства имеются умеренные лидеры, которые вполне могут принять участие в будущем политическом строительстве.

Оно и понятно: пуштуны не простят ему предательства их братьев по вере, а при таком раскладе сил он вряд ли долго продержится под защитой армейских штыков. Тем более что в силовых ведомствах Пакистана есть достаточное количество людей сочувствующих талибам.

Мушарраф выразил поддержку усилиям ООН по созданию в Афганистане правительства широкого народного представительства, которое, по его мнению, обязательно будет дружественным Исламабаду. Будущее правительство соседней страны просто не может быть враждебным Исламабаду, поскольку Афганистан во многом зависит от Пакистана, подчеркнул он. Свободолюбивым и гордым афганцам, по мнению Мушаррафа, просто невозможно навязать какое-либо правительство извне. Они сами должны решать свое будущее, а международное сообщество должно всемерно помочь им сделать свой выбор, а также оказать помощь Афганистану в восстановлении экономки и инфраструктуры.

Похоже, Мушарраф лелеет надежду повторить все еще раз, ведь один раз уже получилось. Намек на зависимость Афганистана от Пакистана – это своеобразное послание тем, кто сегодня собрался на саммите в Бонне. Мол, вы там решаете каким будет Афганистан завтра, а это завтра без Пакистана никогда не наступит.

Похоже, после длительного раздумья Пакистан решил сделать ставку именно на Северный альянс. Военные успехи альянса – неплохой политический багаж на переговорах и Пакистан это понимает. Поэтому и стремиться заручиться его поддержкой.

По данным газеты News, Исламабад сейчас налаживает контакты с Северным альянсом, и даже отправил своих эмиссаров к Раббани и генералу Дустуму. В то же время вчера на пресс-конференции в МИД пресс-секретарь Мушаррафа генерал-майор Рашид Куреши утверждал, что никаких официальных переговоров с Северным альянсом в настоящее время не ведется.

Дмитрий Литвинович

ПРАВДА Ру

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить