Послевыборная зачистка политической поляны

На правом и левом фланге началась перегруппировка сил
До конца марта может расколоться самая старая партия страны — КПРФ. Формальной причиной раскола станет "разбор полетов" президентских выборов, на которых кандидат от КПРФ Николай Харитонов получил второе место. Такой результат не спасает КПРФ от внутренних разборок.

Согласно последним данным социологических служб, нынешний рейтинг компартии колеблется от 8,2 до 9,6% желающих голосовать за нее. Что значительно ниже даже тех 12,6% голосов, полученных КПРФ на прошлогодних парламентских выборах. Партия утратила значительное количество сторонников, но говорить о политической смерти еще рановато.

Теперь компартии предстоит определяться со своим будущим. Большинство коммунистов склоняется к тому, что пора наконец, заняться созданием реальной коалиции левых сил, ибо без этого КПРФ обречена на сползание в политическое небытие. Самым логичным шагом выглядит наращивание потенциала Народно-патриотического союза России (НПСР), в качестве сопредседателя которого, кстати, на президентских выборах выступал Николай Харитонов. Если судить по настроению среди лидеров левого движения, эти возможности могут быть реализованы уже в отсутствие компартии.

Очередным камнем раздора стал открывающийся завтра "Конгресс левых сил", инициатором проведения которого стал председатель Исполкома НПСР Геннадий Семигин. Между ним и Зюгановым существуют давние разногласия по вопросу о роли КПРФ в левом движении и ее союзниках. Лидер КПРФ обрушился с резкой критикой на его инициаторов: "Ни президиум ЦК КПРФ, ни Координационный совет НПСР не принимали никаких решений об организации или участии в работе Конгресса", заявил он. Лидер партии назвал Конгресс "очередными "кротовыми проделками" тех, кто не оставил своих планов по разрушению компартии и всего лево-патриотического движения".

Второй вопрос, органично вытекающий из первого, кто возглавит (в том случае если она будет создана) эту коалицию. На данном этапе пальму первенства оспаривают Зюганов и Семигин (в ближайшие месяцы мы будем свидетелями этой борьбы, исход которой трудно предсказать). Может так случится, что свой кусок пирога попытается урвать Николай Харитонов (высокий процент, полученный на выборах, мог вскружить ему голову). Есть еще Глазьев, лишенный "Родины". КПРФ, в лице Харитонова, уже протянула ему руку дружбы. "Если Глазьев пожелает войти в КПРФ, все двери открыты. Глазьева никто не выгонял, он сам ушел, но не выдержал политического шторма", — подчеркнул лидер Агропромышленного союза.

Бурная активность царит и на правом фланге. Политсовет Союза правых сил (СПС) проведет сегодня заседание, на котором намерен выработать позицию по итогам президентских выборов и формированию нового правительства. Обсуждение этого главного вопроса повестки дня должно завершиться обнародованием политического заявления.

По сути дела, руководству СПС предстоит определиться в своих отношениях с властью. Кроме того, политсовет СПС намерен назвать имя исполнительного директора. Он будет руководить деятельностью партии до избрания истинного политического лидера.

После поражения на парламентских выборах деятельность партии оказалась, по сути дела, законсервированной. Однако в окружении бывшего сопредседателя СПС, непревзойденного менеджера Анатолия Чубайса, обещают, что эта не совсем обычная для партийной структуры должность будет "весьма ответственной". Имена кандидатов на пост "топ-менеджера" партии пока не разглашаются.

Оставшись за стенами Госдумы, но, не желая оставаться в стороне от общественной и политической жизни страны, СПС наметит также ряд конкретных мероприятий. Планируется, в частности, обсудить вопросы, связанные с подготовкой намеченной на 22 апреля конференции, где либералы планируют обсудить проблемы усиления экстремизма и национал- социалистских настроений в обществе, рассчитывая пригласить представителей заинтересованных министерств и ведомств.

Еще год назад правые либералы заявляли о своей оппозиционности, однако в последние месяцы все более лояльны правительству и президенту. Первая реакция СПС на формирование нового кабинета также была вполне позитивной. Незадолго до президентских выборов в руководстве партии обсуждалась возможность поддержать кандидатуру действующего президента. Предвыборный съезд партии принял компромиссное решение, высказавшись за свободное голосование членов партии. Ирина Хакамада, которая строила свою избирательную кампанию на критике Владимира Путина и баллотировалась в качестве независимого кандидата, поддержки не получила.

Поражение на парламентских и неучастие в президентских выборах явно дезорганизовало правых. После отставки со своих постов сопредседателей партии — Бориса Немцова, Ирины Хакамады, Анатолия Чубайса и Егора Гайдара — СПС так и не обрел "новое лицо". Съезд партии, на котором должны состояться выборы лидера, был отложен сначала до конца марта, а теперь — до середины июня.

Чубайс и Немцов по-прежнему входят в Политсовет партии. Обещанная Чубайсом "реструктуризация" партии видимых результатов пока не дала, за исключением того, что в состав Политсовета включено достаточно много руководителей региональных организаций. В их числе, в частности, руководитель нижегородского регионального отделения СПС, депутат Госдумы Андрей Лихачев, работающий сейчас в составе думской фракции партии "Единая Россия".

Тем временем Хакамада, завершив избирательную кампанию, объявила о намерении создать собственную лево — либеральную партию — в противовес правым либералам в лице Чубайса и Гайдара, которых считает "бюрократами от демократии". Участвовать в сегодняшнем заседании Политсовета она отказалась, сообщает ИТАР-ТАСС.

Среди аналитиков и специалистов по пиар-технологиям нет единого мнения о том, к чему придут правые во время "разбора полетов" президентской кампании.

- Время для создания единой правой партии прошло. Переговорный процесс между "Яблоком" и СПС, который шел после думских выборов, закончился без всякого результата, и Хакамада была вынуждена дернуть одеяло на себя. Что она успешно и сделала, — считает Валерий Хомяков, директор Совета по национальной стратегии. — Абсолютное количество полученных ею голосов превышает то, что получили СПС и "Яблоко" на думских выборах. Поэтому, думаю, что сейчас Хакамада будет командовать парадом по этой части. Если же говорить о создании единой партии из старых кусков, то этот процесс невозможен. Думаю, сейчас это надо делать с чистого листа.

- Объединенные правые не могут создать единую партию — то есть на базе "Яблока", СПС и так далее это невозможно. Инициативу на себя в том или ином виде возьмет на себя СПС или что-то произошедшее от него, — считает глава политконсалтинговой группы "Марк коммуникейшен" Сергей Маркелов. — Это будут те, кого мы пока не знаем, о ком можно только догадываться. Вот это крыло правых возьмется, оно сейчас больше шевелится, чем то крыло, которое связано с Явлинским. Немаловажно и то, что "яблочники" стали находить себе нишу в действующей власти. Как бы ни махал шашкой Явлинский в ходе предвыборной кампании, в итоге уже несколько его сторонников в правительство попали.

- Правая сила нужна стране. Но между бывшими лидерами СПС и "Яблоком" существуют слишком большие разногласия. Создать единую структуру им не удастся, — скептически настроен политолог Дмитрий Орлов. — Партия "Свободная Россия" Хакамады не может быть основой для создания единой организации. Не исключаю, что правый проект может возникнуть — но он должен давать ответ на реальные запросы общества: нарастающую бюрократизацию, коррупцию. Правые должны отойти от традиционных праволиберальных идей, от их менторского навязывания обществу. Когда они сделают это, то их электоральный потенциал вырастет.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить