Синдром утомления планеты

Настал день, говорится в одном перуанском мифе, когда вещи и животные восстали против человека. Жернова, горшки, сковороды, собаки, куры взъярились и отказались нести свое тяжкое бремя. Жернова перемололи тех, кто их сотворил, горшки сварили своих бывших владельцев, куры зарезали своих хозяев, а сковороды изжарили их.

Так было когда-то, утверждает легенда (ее содержание изображено на перуанских кувшинах, датированных IV веком новой эры), и то же — вселенская катастрофа — повторится вновь в будущем.

Слово "катастрофа" греческого происхождения. Буквально означает "поворот", кульминационный момент разрешения борьбы-конфликта в трагедии. В обыденном же сознании катастрофа — синоним бедствия, только не мелкого, а грандиозного.

Отношение к катастрофам меняется от века к веку. Сто лет назад мироощущение людей было явно не таким, как у нас сейчас, в начале века ХХI. Интересно было бы проследить, какие катастрофы представлялись тогда человечеству наиболее актуальными и наиболее опасными: нехватка угля, нашествие марсиан?..

На пороге ХХ века газета "Московские ведомости" писала: "Наш век кончается таким же образом, как и начался — мечтою о земном рае". Но надежды не оправдались. Что на деле подарил миру ушедший век? Две величайшие катастрофы — первую и вторую мировые войны.

Век ХХ оставил и другое чреватое катастрофами наследство. В современную эпоху извечные мысли о катастрофе, отраженные во всех древних религиозных учениях, приняли иную окраску. На планете возник новый мощный, одновременно и цивилизующий, и угрожающий фактор земной жизни — ТЕХНОСФЕРА. Человечество как бы оказалось между "молотом" - природой искусственной, конгломератом машин, техники, индустрии, и "наковальней" - слабеющей, уничтожаемой, деградирующей естественной природой.

Падающие с неба самолеты, разливы нефтяных рек, радиоактивная грязь и многое другое неприятное технопрочее теперь как бы естественный элемент, фон жизни современных землян. Добавим сюда еще нависшую над миром угрозу планетарных экологических, ресурсных и иных катастроф: энергетический кризис, истощение минеральных источников, возможное изменение климата, перенаселенность, ракетно-ядерный дамоклов меч. Поэтому сознание человека начала ХХI века не может не быть катастрофичным.

Что же ждет нас в ближайшей перспективе?

Пока ученые вели в последние десятилетия теоретические споры о том, меняется или же не меняется климат планеты, мировая страховая индустрия решила эту проблему чисто экспериментальным путем. Страховое дело несет многомиллиардные убытки, и виновны в этом ураганы, штормы, резкие потепления и похолодания — все то, что имеет причиной происходящее по вине людей изменение климата. И сейчас правительства, ученые и страховая индустрия, мировые активы которой достигают, как полагают эксперты, 1,41 триллиона долларов (!), тщательно изучают капризы погоды, климатические зигзаги, а также землетрясения, деятельность вулканов и другие источники бед, житейских и финансовых.

Денежный эквивалент природных стихийных бедствий огромен. В 1989 году ураган Хьюго в Америке нанес ущерб страховым компаниям в размере 3 миллиардов долларов. А потери от урагана Эндрю в 1992 году и вовсе достигли гигантской суммы — 15,5 миллиарда долларов, что привело к банкротству сразу семи страховых компаний. Страховой бизнес трещит под ударами штормов. Американский журналист Джордж Палмер в статье "Стихии разбушевались" пишет: "В исследовании, проведенном страховой компанией "Тревелерс корпорэйшн", высказывается предположение, что, если к 2010 году среднемировая температура повысится всего лишь на 0,9 градуса, этого будет достаточно, чтобы усилились ветры, увеличилось на треть число ураганов, обрушивающихся на побережье США, и на 30 процентов возрос ущерб в Соединенных Штатах от стихийных бедствий".

По оценкам исследовательской организации Geoscience Research Group, количество природных катастроф в 1997-1999 годах возросло на четверть по сравнению с началом последнего десятилетия ушедшего века. В 1999 году в мире случилось 755 природных катастроф (в начале 90-х — 600), которые вкупе нанесли экономический ущерб в 100 млрд. долларов.

В мае 1994 года в Иокогаме (Япония) состоялась первая всемирная конференция, где рассматривались проблемы уменьшения опасности стихийных бедствий. В конференции участвовали более 2 тысяч делегатов от 146 стран — государственные деятели, ученые, представители различных организаций.

Осознание растущей угрозы природных, техногенных и других катастроф побудило Генеральную ассамблею ООН еще в 1989 году принять особую резолюцию. Период с 1990 по 2000 год был провозглашен Международным десятилетием по уменьшению опасности стихийных бедствий. В 128 странах учредили национальные комитеты. Тогда же в Женеве создали секретариат ООН по проведению десятилетия, его возглавил финский физик О. Эло. Задачей секретариата была организация международной помощи при катастрофах. Итоги первого этапа всей этой деятельности и докладывались в Иокогаме.

Что успели сделать? Изучив 5,2 тысячи стихийных явлений, составили банк "существенных катастроф". Какие при этом использовались критерии? Все анализируемые события сопоставлялись меж собой по трем категориям: по величине ущерба (1 процент и более потерь от валового годового продукта той страны, где произошла катастрофа); по количеству пострадавших (1 процент и более от общего населения страны); по количеству погибших (100 человек иболее). Опасное явление относили к разряду "существенных катастроф", если хотя бы по одной из трех категорий оно отвечало вышеприведенным критериям.

В этот анализ были включены 15 наиболее распространенных и опасных природных явлений — землетрясения, цунами, извержения вулканов, оползни, снежные лавины, наводнения, засухи, заморозки, суховеи, штормы (не тропические), тропические штормы (ураганы, циклоны, тайфуны), голод, эпидемии, пожары, нашествия насекомых. Экологическим, техногенным катастрофам на конференции было уделено меньше внимания. Однако была отмечена тревожная тенденция: все возрастающая опасная связь природных, экологических и техногенных катаклизмов.

Такие комплексные катастрофы были названы многоступенчатыми или синергетическими катаклизмами. Это когда одно стихийное бедствие порождает другое. К примеру, в США выброс химических веществ, как оказалось, сопровождает каждую третью природную катастрофу. А землетрясение в Эквадоре (1987 год) стало причиной массовых оползней, они разрушили 6 миль трансэквадорского газопровода. Экономический ущерб от этой технической аварии составил 1,5 миллиарда долларов.

А собственно, подобных явлений давно следовало бы ожидать. Аварийноопасная техносфера упорно расширяет свои владения, стремительно увеличивается число зависящих от нее землян, нарастает все большая скученность населения. Это уплотняет живую мишень для рукотворных бедствий. Сейчас уже примерно половина жителей земного шара живет в городах, а их территории занимают общую площадь, не превышающую 3 процентов земной суши. И вот на этом крохотном пятачке частоколом, плечом к плечу стоят АЭС, ТЭЦ, химические заводы, нефте- и газопроводы, плотины водохранилищ, склады горючих и вредных веществ. И все это пронизано густой сетью транспортных артерий, закованных в бетон, железо и сталь.

В Иокогаме была обнародована малоприятная статистика. С 1965 по 1992 годы от природных катастроф в мире погибло около 3,6 миллиона человек, пострадало более 3 миллиардов, а общий экономический ущерб составил 340 миллиардов американских долларов. Но еще хуже было то, что число потерь неуклонно возрастает: ежегодно на 6 процентов. Счастлива та страна, валовой продукт которой растет с такой скоростью, а тут прирастает не благосостояние граждан, а их несчастья!

Конечно, взрывной, экспоненциальный рост катастроф не может длиться вечно. Вопрос лишь в том, когда он закончится и чем. Частично ответ на эти вопросы дал живущий в Новосибирске академик Российской академии медицинских наук Влаиль Петрович Казначеев. Антропогенные вторжения в лито-, гидро-, атмо- и биосферу планеты, в околоземное космическое пространство, в этнодемографические, духовно-этические, социальные структуры по своим количественным и качественным параметрам, по темпам и частотным характеристикам самым радикальным образом противоречат законам естественной эволюции, считает ученый.

Земля входит в зону высокой неравновесности, считают другие аналитики. В результате человеческой деятельности и цикличности геокосмического развития планета оказывается "на распутье", когда, по выражению академика Hикиты Hиколаевича Моисеева, Природе предстоит принимать собственные решения в интересах самосохранения.

Катастрофизм — новая проблема естествознания. Hалицо новое состояние планеты: она засорена химическими, биологическими, радиационными, микроэлементными токсинами. Меняется бактериальная, вирусная, грибковая флора внутри и вне организма человека. Идут межвидовые "горячие" и "холодные войны". Быстро изменяется чувствительность организма человека и животных к обычным, казалось бы, нетоксичным веществам, возникают аномальные формы непереносимости, которые все еще по старинке диагностируются как иммунные дефициты.

Общий вывод, который делает В.П. Казначеев, — это формирование в настоящее время синдрома утомления планеты Земля, проявляющегося в форме острых и хронических катастроф различной природы. Современная статистика учитывает уже не менее ста видов катастроф, частота и разрушительная сила которых имеют выраженную тенденцию к росту. МЧС России и аналогичные структуры за рубежом контролируют не более 5-10 процентов этого катастрофного потока.

Тем не менее, защита от катастроф — важнейшая обязанность развитого общества и высшая цель существования сообщества стран и народов. Сама внезапность катастрофы — показатель недостаточного интеллектуального уровня человечества. На самом деле катастрофа никогда не бывает внезапной. Есть и циклические катастрофы, которые повторяются с определенным промежутком времени, и их заранее можно прогнозировать по ряду признаков.

На сегодняшнем этапе развития человечества лишь малое число стран в мире способно в достаточной степени приблизиться к чисто практическим задачам предсказания и смягчения последствий катастроф, потому что дело это требует грандиозных интеллектуальных и материальных затрат. И только образование способно в прямом смысле обогнать катастрофу.

Пока еще стихийно складываются курсы новой науки — катастрофики. Уже есть вузовские и школьные учебники, в учреждениях — ведомственные руководства, написанные применительно к нуждам авиации, флота, железнодорожного транспорта и так далее. Пишутся книги об искусстве самоспасания человека не только в океане, горах или пустыне, но и в собственном доме, родном городе, на производстве. Формируется медицина катастроф. И, тем не менее, прикладная катастрофика еще не оформилась как единая научно-методологическая дисциплина.

Теперь про Россию. Она природный, "естественный" полигон всевозможных катастроф (политических, социальных, экономических, экологических, генетических и прочее, и прочее), мы катастрофами избалованы и сыты по горло. В нашей стране накоплен большой практический опыт, созданы крепкие и работоспособные противокатастрофные структуры. Поэтому МЧС РФ, его Центр стратегических исследований гражданской защиты, его Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ВНИИ ГОЧС), наконец, Институт КАТАСТРОФ (его следовало бы как можно скорее создать в Москве, возможно, в системе Академии наук) — все эти организации могли бы в совокупности стать естественным мировым центром, который стал бы генерировать идеи понимания генезиса катастроф, их предвидения (мониторинг подводный, наземный и спутниковый) и предотвращения их.

Юрий Чирков, доктор химических наук, рубрика Научная среда "ЛГ".

Авторитетное мнение

Представитель Росгидромета Вячеслав Никифоров :

"Авиационная аварийность растет не только в России, но и во всем мире. Наука еще только подходит к пониманию того, что происходит с космическим и воздушным пространством, с нашей планетой, с летательными аппаратами, с людьми, которые ими управляют. Дело в том, что геофизическая среда, в которой мы существуем, меняется. Мы изучаем, и небезуспешно, как протекают электрические, магнитные, гравитационные, метеодинамические и прочие процессы. Пытаемся выяснить, как Земля включена в систему космофизических взаимоотношений, как это действует на автоматику, электронику, психику, как генерируются стихийные бедствия, аварии, катастрофы, дисфункции психики и физиологии...

То, что происходит с нашим пространством, вызывает мощные деструктивные процессы в биосфере — планета переходит на новый режим функционирования. И на определенных этапах резонансных моментов Земля сбрасывает с себя различные избыточные энергии. Это касается и летательных аппаратов. Преобладающая часть аварийных и катастрофических отказов летательных средств бывает в моменты вполне конкретных динамичных скачков в орбитальных и угловых обращениях планеты.

Об этом знают не только в Академии наук и в МЧС, но в нашей стране до сих пор нет органа, который бы организовал системное накопление и анализ множества факторов, имеющихся в наших отраслевых ведомствах, — так называемого куста наук о Земле".

Информация к размышлению:

Статистика катастроф вертолетов Ми-8 в 1998-2002 гг.

6 января 1998 года — авария санитарного вертолета недалеко от Якутска; жертв нет.

3 февраля 1998 года — вертолет МЧС упал во Владимирской области; погиб один человек.

8 февраля 1998 года — катастрофа на Камчатке; погиб один человек.

1 июня 1998 года — катастрофа после взлета с научного судна "Академик Федоров"; погибли 5 человек.

1 июля 1998 г. — катастрофа в Бурятии вертолета Ми-8 Улан-Удэнского авиаотряда; погибли три человека.

6 июля 1998 года — катастрофа вертолета Красноярского регионального центра МЧС во время учений под Красноярском; погиб командир вертолета.

30 июля 1998 года — катастрофа в Иркутской области при заходе на посадку; три человека погибли, в том числе один ребенок.

18 августа 1998 года — авария в Якутии при контрольно-испытательном взлете; жертв нет.

11 октября 1998 года — катастрофа в Ханты-Мансийском автономном округе при посадке; один человек погиб, трое получили ранения.

29 января 1999 года — катастрофа в Томской области вертолета Ми-8, принадлежавшего Стрижевскому авиаотряду гражданской авиации; два человека погибли, четверо получили ранения.

16 марта 1999 года — катастрофа на Камчатке; погиб 21 человек.

17 апреля 1999 года — катастрофа в Краснодарском крае; один человек погиб.

17 апреля 1999 года — катастрофа в Башкирии вертолета авиапредприятия "Башкирские авиалинии"; два человека погибли, шестеро получили ранения.

19 ноября 1999 года — катастрофа под Астраханью вертолета краснодарского авиаотряда; три члена экипажа погибли.

23 декабря 1999 г. — в Тюменской области разбился вертолет авиакомпании "Вертикаль"; два человека погибли.

14 декабря 2000 года — авария на Дальнем Востоке вертолета частной фирмы "Икар"; жертв нет.

31 января 2001 года — катастрофа на Чукотке вертолета авиакомпании "Чукотавиа"; погибли 11 человек, в том числе двое детей.

24 февраля 2001 года — вертолет упал в 200 км от Нового Уренгоя; погиб один пассажир, восемь человек пострадали.

17 мая 2001 года — в Якутии неподалеку от города Ленска потерпел аварию вертолет, зацепившийся лопастями за высоковольтную линию; жертв нет.

13 июля 2001 года вертолет Ми-8, принадлежащий компании "ЮгорскГазпромавиа", упал на землю с небольшой высоты в Ханты-Мансийском автономном округе в районе поселка Советский.

На борту машины находились три пилота и два пассажира. Пассажиры не получили никаких травм. Три пилота были доставлены в ближайшую больницу с незначительными травмами.

14 августа 2001 года — вертолет, принадлежащий Федеральной пограничной службе РФ, потерпел катастрофу в Чечне. Катастрофа произошла примерно в 15 км южнее населенного пункта Тусхорой, когда вертолет заходил на посадку для десантирования пограничного наряда к месту несения службы, расположенному на высоте свыше 2 тыс. метров. Вертолет под командованием майора Андрея Кириенко потерял управление, свалился на бок и упал в ущелье. Погибли трое пограничников.

2 сентября 2001 года — военно-транспортный вертолет Ми-8, принадлежащий Минобороны РФ, потерпел катастрофу в горной местности в районе селения Хиндой на границе Чечни и Дагестана.

Вертолет совершал рейс с военной базы Ханкала по доставке продовольствия подразделениям федеральных сил. Военные подчеркнули, что причиной катастрофы стала техническая неисправность. В результате катастрофы четверо военнослужащих погибли, двое получили ранения различной степени тяжести.

13 ноября 2001 года — вертолет разбился в горах Якутии. Все 11 человек, находившиеся на борту, погибли.

27 января 2002 года — в результате катастрофы транспортного вертолета Ми-8 вблизи станицы Шелковская в Чечне погибли 14 человек. Среди них — заместитель главы МВД РФ, начальник Главного управления МВД по Южному федеральному округу генерал-полковник Михаил Рудченко, заместитель Главкома внутренних войск МВД РФ генерал-лейтенант Николай Гаридов, первый заместитель командующего ОГВ полковник Юрий Орленко, представитель командования группировки внутренних войск в Чечне полковник милиции Юрий Степаненко, начальник отделения СОБРа Северо-Кавказского управления по ЮФО подполковник милиции Александр Трофименко, сотрудники охраны и члены экипажа.

7 февраля 2002 года — в Чечне вертолет Ми-8, принадлежащий ВВС России, упал при взлете с высоты около 50 метров и взорвался. Погибли 7 пассажиров, трое членов экипажа остались в живых. Причина катастрофы — техническая неисправность в двигателе.

28 апреля 2002 года вертолет МИ-8, на борту которого находился губернатор Красноярского края Александр Лебедь, потерпел катастрофу возле населенного пункта Ермаки. Александр Лебедь и еще 7 человек погибли, 11 человек были госпитализированы. Причиной катастрофы вертолета стало столкновение с линией электропередач в плохих метеоусловиях.

7 мая 2002 года на Алтае в районе населенного пункта Кош-Агас потерпел аварию вертолет Ми-8, принадлежащий Минобороны России. Из-за сильного ветра машина рухнула на склон горы. Погибли 11 человек.

Перечислять можно до бесконечности...

(По материалам РИА "Новости")

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить