Систему ГЛОНАСС собирают из корейских деталей

Как выясняется, недостаток космических спутников (из-за которого даже первый вице-премьер Сергей Иванов отметил недостаточную точность навигации) – не единственная проблема ГЛОНАСС. Оказывается, что в России производится только часть «начинки» навигационных приемников системы.

По словам разработчика элементов ГЛОНАСС гендиректора НИИ космического приборостроения Юрия Королева, «Вся элементная база в России не производится. В стране нет необходимых технологий. Они утеряны, как утеряны материалы и подходы к производству». В частности, в РФ не выпускают ни пластмассы, используемой для производства навигаторов, ни соответствующих дисплеев, которые закупают в Южной Корее.

Королев сообщает, что даже картонную упаковку навигаторов (первая тысяча которых в магазинах были раскуплены за 20 минут), сделали в Корее – российские типографии под Новый Год были загружены другими заказами. Кстати, по его словам, попытки НИИ КП создать навигатор, встроенный в мобильный телефон, не удались именно из-за отсутствия в РФ технологии производства необходимых для этого микрочипов.

Тем не менее, Королев успокоил журналистов тем, что в основном элементная база приемников (антенна и сам микроприемник сигналов ГЛОНАСС) сделаны в России, и заявил, что «навигаторы» НИИ КП также способны принимать сигналы американской GPS, а в будущем будут принимать и европейскую навигационную систему «Галилео» (пока еще не стандартизованную).

Однако, оптимизм Королева несколько портят доклады гражданских разработчиков «навигаторов». В конце января вице-президент компании JJ-group Евгений Жалковский сообщил, что производство российских двухдиапазонных (GPS/ГЛОНАСС) навигаторов их версии сдерживается именно отсутствием необходимых чип-сетов, поставка которых только ожидается.

К тому же оказывается, что конструктивные элементы зарубежного производства используются не только в наземных навигаторах ГЛОНАСС, но и в аппаратах космической группировки. Об этом говорит критика системы со стороны российских военных (использующих около 10 тыс. «навигаторов» системы).

Так, 25 января Командующий Космическими войсками РФ Владимир Поповкин выразил недовольство плохим качеством и «многочисленными неисправностями» на спутниках группировки ГЛОНАСС, собранных на предприятиях Роскосмоса. По его мнению, причина в том, что Россия не может закупать «высококачественные американские комплектующие» из-за существующих ограничений (вероятно, по безопасности и секретности), а «дешевые комплектующие в других странах», «не предназначены изначально для установки на космические аппараты, из-за этого качество иногда и страдает».
Стоит отметить, что навигационная точность системы (из-за недостатка спутников) также остается серьезной проблемой. По словам Сергея Иванова, «точностные характеристики ГЛОНАСС не соответствуют современным требованиям, а состав орбитальной группировки еще не обеспечивает на 100% доступность услуг навигационной системы на территории страны».

Эти замечания «правильны и обоснованны», считает генеральный конструктор и гендиректор разработчика и изготовителя космических аппаратов «Глонасс» НПО прикладной механики (НПО ПМ) Николай Тестоедов. По его словам, 16 спутников на орбите (сейчас активно только 13 аппаратов, еще 3 активизируют в феврале 2008 года) обеспечат покрытие навигационным сигналом в России лишь 95% (глобальное покрытие – лишь 83%). К тому же, «повышение точности определения координат пользователей идет медленнее, чем запланировано».

Тестоедов также отметил, что «в магазинах не появилась в свободной продаже навигационная аппаратура потребителя российского производства, работающая одновременно в двух системах: ГЛОНАСС и GPS». При этом, похоже, что гендиректор разработчика КА возлагает большие надежды по коммерческому продвижению явно запаздывающего проекта на американскую GPS: «Для обладателей же совмещенных навигационных приемников ГЛОНАСС/GPS ситуация просто блестящая - 40 спутников в двух группировках, то есть полуторакратный запас по спутникам для местоопределения в любой точке Земли».

Стоит отметить, что эти надежды достаточно обоснованы: первый тестовый спутник «группировки №2» - то есть системы GPS США был запущен США 14 июля 1974 года, а последний из 24 американских спутников, необходимых для полного покрытия земной поверхности, был выведен на орбиту в 1993 году. По состоянию на сентябрь 2007 года численность американской орбитальной группировки достигла максимально возможного количества в системе GPS(NAVSTAR) – 31 космический аппарат.

По-видимому, разработка навигаторов российской системы ГЛОНАСС с учетом возможности принимать второй диапазон – американской GPS, не случайна, и вызвана многими факторами: недостаточной численностью российских навигационных спутников, малым финансированием, слабостью собственной элементной базы (иначе, зачем покупать «дешевые комплектующие в других странах») и желанием «сэкономить» на всем, вплоть до разработки. Однако, «скупой платит дважды», и это желание сэкономить чревато возможным ущербом национальной безопасности РФ.

Ведь система GPS разработана, реализована и полностью эксплуатируется Министерством обороны США, которое, в случае изменения геополитической обстановки, может с легкостью отключить трансляцию своего навигационного сигнала. В этом случае для российской армии, для всего российского авиапарка (с 2006 года оборудованного аварийно-спасательными маяками ГЛОНАСС), для всех потребителей в РФ, купивших навигаторы, останется только сигнал от 13-ти спутников ГЛОНАСС.

О качестве же этого сигнала косвенно, но красноречиво говорит заявление Сергея Иванова на коллегии Роскосмоса от 23 января. «Очевидные упущения при проектировании ФЦП «Глобальная навигационная система» привели к тому, что сегодня мы вынуждены будем вносить в программу изменения в целях безусловного доведения характеристик системы ГЛОНАСС до конкурентоспособного уровня», - сказал он.

Первый из 24-х спутников Глобальной Навигационной Спутниковой Системы (ГЛОНАСС), был выведен на орбиту еще в СССР - 12 октября 1982 года. В 1995 году спутниковая группировка составила 24 аппарата, необходимых для полноценного функционирования этого российского аналога американской GPS (NAVSTAR). Однако впоследствии число работающих на ГЛОНАСС спутников сократилось до 13-ти. Остальные, взамен выбывших, планируется запустить в 2008-2009 годах.

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Обсудить