Елена ПОНОМАРЕВА – о возможном скором начале гражданской войны в Македонии

На этой неделе истекает срок ультиматума, который македонская оппозиция выдвинула президенту страны Герге Иванову. От него требуют вручить мандат на формирование правительства ее лидеру Зорану Заеву.

К чему это приведет? В македонское противостояние все больше втягиваются Россия и Запад, но по разные стороны баррикад?

Напомним, что ультиматуму предшествовал "кровавый четверг": 27 апреля около тысячи сторонников правящей партии ВМРО-ДПМНЕ экс-премьера Николы Груевского ворвались в парламент. Их возмутило созданное парламентское большинство из социал-демократов и депутатов-албанцев, которое избрало нового спикера. Им стал лидер одной из албанских партий Талат Джафери. Началась бойня: были избиты оппозиционные депутаты.

Также пострадал Зоран Заев, который ранее смог договориться с тремя албанскими партиями и оформить коалицию из 65 депутатов — достаточную для избрания нового правительства. А сторонники Николы Груевского обвинили лидера социал-демократов в "продаже страны". В итоге президент страны Герге Иванов отказался вручить Зорану Заеву мандат на формирование правительства — в связи с тем, что тот "принял чужую (тиранскую) платформу и выступает против целостности страны".

Назрел кризис? Разве любой ответ президента сейчас устроит какую-либо из противодействующих сторон?

На Западе уже осудили насилие в парламенте 27 апреля, потребовав провести расследование и наказать виновных. Российский МИД поддержал нынешние македонские власти, осудив оппозицию за "попытку насильственного захвата власти инициированием избрания председателя парламента — с грубейшим нарушением установленных процедур".

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к историку, публицисту, доктору политических наук, профессору МГИМО, президенту Международного института развития научного сотрудничества Елене Пономаревой.

— Насколько взрывоопасно то, что сейчас происходит в Македонии? Каково будет решение македонского президента?

— Ситуация в Македонии чрезвычайно напряженная. Я на днях вернулась из Белграда, где обсуждалась, в частности, и эта тема. Все сербские газеты, я уже не говорю про македонские, поднимают постоянно вопрос политического кризиса в Македонии, и буквально, как выражаются сербы, там под ногами горит земля. Речь идет о начале гражданского противостояния и гражданской войны. Такой сценарий никто не исключает.

Вопросы федерализации Македонии рассматриваются чуть ли не как решенные. То есть албанская часть населения может вынести вопросы на референдум о введении албанского языка и албанской символики. Это тот важный момент, который является определяющим в современном развитии страны.

Дело в том, что так называемая западная демократия — которая далеко не демократия, конечно — активно поддерживает интересы албанского меньшинства. Македонские власти просят провести перепись населения, потому что цифры о количестве проживающих албанцев явно завышены. Сами албанцы говорят о более, чем 30 процентах. Но, по имеющимся данным, это около 20 процентов; кто-то говорит о 16 процентах. Явно завышается численность населения, чтобы принять определенное решение политического плана.

Запад поддерживает интересы албанского меньшинства — с той точки зрения, что албанцы являются их главными стратегическими союзниками в борьбе с православными народами, со светскими государствами, коими являются и современная Македония, Сербия, Республика Сербская как часть Боснии и Герцеговины.

Я не могу ответить для себя на вопрос, почему столь коротенькие мысли у европейских чиновников и у представителей Белого дома. Ведь процесс албанизации, который разворачивается на Балканах, формирует пространство деструкции все больше и больше. Речь идет о том, что не работают предприятия, происходит деиндустриализация и архаизация сознания политической сферы там, где проживают албанцы. И эта зона постоянно расширяется. Получается, что Запад поддерживает архаичные силы — для решения своих задач по уничтожению православных народов, главных союзников России. Вот что это значит с геополитической и с культурно-цивилизационной точки зрения.

— А что касается экономики? Если к власти в Македонии придет более послушное Западу правительство, то "Турецкий поток" будет блокирован?

— Думаю, проекты по формированию веток "Турецкого потока" могут быть опять заблокированы; как в свое время "Южный поток" был заблокирован в Болгарии при сильнейшем нажиме западных государств. В случае победы албанцев в Македонии начнутся проблемы и с "Турецким потоком".

Получается, сейчас фактически идет такая демонстрация силы, которую показывают албанцы: например, когда исполняющий обязанности в парламенте сел за трибуну, он первым делом поставил перед собой албанский флаг. Этот жест говорит о том, что они уверены в своей победе, они уверены в том, что все действия, которые будут ими предприняты, поддержит Запад. Я бы даже сказала больше: они продиктованы западной поддержкой.

Георге Иванов сейчас в Македонии испытывает колоссальное давление со стороны еврочиновников. Чуть ли не все представители Европейской комиссии и других европейских структур уже побывали в Македонии, провели телефонные переговоры. Они выкручивают Иванову руки — так, как даже нельзя предположить по нормам международного права и цивилизационного общежития.

— Что будет если президент сдастся? Есть ли в Македонии силы, способные сопротивляться западному давлению?

— Получается, что если президент все-таки сдастся, то начнется сценарий по федерализации. Конечно, это будет наступление на македонскую часть общества. Затем может разыграться и самый худший сценарий: македонцы и поддерживающие их другие православные народы, проживающие на Балканах, не согласятся с этим решением и вступят в открытую схватку, в гражданскую войну.

Мои сербские коллеги сказали, что на днях был задержан большой грузовик в Косове, который занимался транспортировкой вооружения. Но если задержан один грузовик, и эта информация попала в СМИ, то можно даже не сомневаться, что Косово вооружают до зубов. Вот что на самом деле происходит. У них и так уже существует собственная армия — достаточно многочисленная и эффективная, учитывая способность албанцев вести партизанскую войну. А для каких действий готовят косовских албанцев дальше — тоже понятно.

— Россия вынуждена только наблюдать?

— Происходят какие-то серьезные трансформации на Балканах — очень жесткие. Резкое осуждение российской стороной того, что происходит, заявление своей позиции по поддержке нерушимости границ может спасти ситуацию, но лишь ненадолго. Корни современной ситуации лежат в процессе развала Югославии. Если честно говорить, на момент формирования Югославии было много искусственных образований; границы не учитывали территорию проживания народов, постоянно проходили процессы искусственной албанизации — и при Тито и уже после. А это есть бомба замедленного действия, хворост, который когда-то должен воспламениться; его сейчас активно подкладывают и подсушивают западные политики.

Поэтому на Балканах сейчас стоит ждать серьезные потрясения. Возможно, для отвлечения от сирийского кризиса, может быть, наоборот, с точки зрения втягивания России в еще один кризис — помимо Украины и Сирии. Ведь если на Балканах запылает, то это уже будет три конфликта, фактически можно с полным основанием говорить о мировой войне. Отечественный историк Андрей Фурсов говорил о том, что если возникают более трех серьезных геополитических конфликтов, то фактически речь идет о третьей мировой войне.

 Читайте последние новости "Правда.Ру" на сегодня

 

Обсудить