Копилка знаний о святочных гаданиях постоянно пополняется

Святочные гадания: копилка пополняется

Одними из самых магических дней в году в России считался период между Рождеством и Крещением. Массовые гадания прекратились в 1920-х годах, с тем, чтобы по прошествии 60 лет интерес к ним снова возобновился. С той поры копилка наших знаний о способах гадания пополняется едва ли не ежегодно.

Смотрите видео:

Гадания на Святки: книга мудрости

Гадания на Святки: крест Таро

Гадания на Святки: восковые фигуры

Гадания на Святки: игра теней

Гадания на Святки: суженый, покажись!

Гадания на Святки: пламя любви

Гадания на Святки: свечи — к встрече

Известных способов гадания множество, еще больше число их местных разновидностей. Интересно, что ворожить гадалкам зачастую помогала нечистая сила и, чтобы их не отпугнуть, приходилось отказываться от обычных религиозных предписаний: не молиться, снимать нательный крест, повертывать иконы к стене и следить, чтобы при обряде присутствовало только нечетное количество человек.

Для начала напомним, что святки бывают святые (или золотые) и страшные. Святые предшествуют Новому году, страшные дни, а чаще ночи наступают после него. Черт в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" резвился в ночь перед Рождеством не по писательской прихоти Гоголя, а по народным поверьям. Не только в Малороссии, но и в России полагали, что злые духи озорничают и в это время нельзя посещать лес или кладбище.

Читайте также: Павел Свиридов: Звезды гарантий не выдают

Зато такие вечера были благоприятны для гадания. Нужно было лишь дождаться полуночи и успеть уложиться в следующие три часа. Чаще всего ворожили о будущем браке — оставаться в девках деревенской девушке было не столько стыдно, сколько не выгодно с экономической точки зрения. Конечно, замужние и женатые спрашивали о видах на урожай в будущем году, о жизни и смерти, ну, и чтобы отыскать, скажем, вора.

Наиболее известны подблюдные песни, описанные в русской классической литературе (в частности, в "Евгении Онегине" Пушкина, в балладе "Светлана" Жуковского). Кольца или, в зависимости от региона, другие личные вещи кладут в накрытое (вариант: перевернутое) блюдо на столе с определенным количеством мест, а затем одну за другой вынимают после каждой песни. По содержанию песни определяют судьбу владельца кольца. Предстоит ли ему дальняя дорога, быть ли богатым, останется ли безбрачным, или вступит в брак, ожидает ли вдовство и т. д. Исследователи признают связь гаданий с подблюдными песнями и греческим способом гаданий на воде клидон в день святого Иоанна-Солнцеворота, который практиковали и девушки, и юноши.

Английский врач при русском дворе Мэтью Гатри (Matthew Guthrie, 1743-1807) описал следующую рождественскую игру с элементами гадания. Девушки становятся в круг. Ведущая прячет золотое кольцо в одежде одной из них, а другие по очереди пытаются угадать, где оно спрятано. Кто из барышень угадал, та надевала венок и должна была спросить у прохожего его имя. Все остальные занимались толкованием гадания.

О суженом гадали не только перед зеркалом, но и по воде. Девушки постарше садились около проруби. Если в этом году какой-то суждено выйти замуж, она увидит отражение лица жениха. Если услышит шум подо льдом, останется незамужней.

Существовали гадания по теням, дыму или огню. Сложить веером тонкий листок бумаги, поставить вертикально и поджечь — по тени, отброшенной горелой бумагой, судят о будущем.

Выдающийся собиратель русского фольклора Александр Николаевич Афанасьев описал несколько способов гадания с огнем: поднести лучину к горящему огоньку и подуть. Если загорится не сразу, то у мужа будет тяжелый характер. Если посмотреть, в какую сторону падает пепел с лучины, — оттуда будет и будущий муж.

В сковороду налить воды, пустить туда клочки кудели (волокна льна, пеньки, обработанные для приготовления пряжи) и поджечь: если они будут гореть потрескивая, муж будет ворчливый, если пропитаются водой — пьяницей.

В пустые скорлупки от орехов вставить огарки свечи, поджечь их и пустить в чаше с водой. У которой сгорит раньше, та быстрее выйдет замуж, а если у кого утонет, девушка умрет незамужней. Ворожили и иным способом. Например, присваивали скорлупкам со свечами имена присутствующих на гадании парней и девушек — две плывущие рядом скорлупки парня и девушки предвещали брак.

Для того чтобы увидеть вещий сон, нужно было снять с себя пояс, крест и не молиться. Под свою подушку девушка клала некий предмет (как пишут этнографы, часто наделенный эротической символикой) и произносила заклинание, обращенное к будущему жениху или (реже) к предмету под подушкой. Несмотря на обращение к нечистой силе (снятие нательного крестика и прочее) в зачине заклинательной формулы иногда указывалось, что девушка лежит на Сионских горах, у ее изголовья три ангела: один слышит, другой видит, а третий говорит о предмете гадания.

В Сибири бытовало гадание, к которому прибегали как девушки, так и молодые люди. Нужно было надеть кольцо на безымянный палец правой ноги и окунуть ее в прорубь, через прорубь перекинуть палку, именуемую "замок", а другую палку, "ключ", трижды повернуть в воде против часовой стрелки. По пути домой следовало приговаривать: "Суженый-ряженый, приходи ко мне просить ключ от проруби, коня поить, кольцо просить!" После этого во сне можно было увидеть будущего мужа или жену.

Читайте также: Расплата за предков: христианское мнение

По мнению исследователя В. И. Смирнова, символика ключа и колодца достаточно прозрачна, поскольку выражение "напиться из чьего-либо колодца" означало "иметь с кем-либо сексуальные отношения". Колодец и прорубь — рядовая символика русского фольклора.

Определить социальный статус жениха можно было по следам на снегу. Закрывая на ночь дверь, девушка могла промолвить: "Суженый богатый, ступи сапогом, суженый бедный — лаптем". Наутро достаточно было бросить взгляд на не заметенную снегом дорожку.

Черты характера и профессию можно было определить так, как это делали сибирские староверы, рассыпая по снегу золу. Если наутро тропинка гладкая — муж будет добрым, если по ней разбросаны угли и головешки — кузнецом, в рытвинах — сердитым. Ночью девушка ложилась в снег, и если наутро сохранялся ровный отпечаток, муженек будет красивым, если неровный — то сварливый.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить