"Скальпелям" готовят замену

В России ведутся опытно-конструкторские работы по созданию боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК). Правда, пока не принято решение, будут ли эти комплексы развернуты.

По словам заместителя министра обороны Юрия Борисова, работу ведет Московский институт теплотехники, специалисты которого создали ракеты "Булава", "Тополь" и "Ярс". По его словам, пока проект в самой начальной стадии. "Пока это не очень дорогостоящие работы - эскизное проектирование, технический проект", - цитирует Борисова агентство "Интерфакс".

При этом, отметил он, пока не решен вопрос, будут ли вообще развернуты боевые железнодорожные ракетные комплексы и в каком масштабе.

Работы по созданию БЖРК в Советском Союзе велись с конца 60-х годов. На боевое дежурство первый из них заступил в 1987 году в ракетной дивизии в Костромской области. Всего же БЖРК были оснащены три ракетные дивизии - под Костромой, Пермью и Красноярском. Всего было 12 БЖРК, с тремя пусковыми установками каждый.

Появление железнодорожных ракетных комплексов стало крайне неприятным сюрпризом для США и других ядерных держав. Теоретически, комплекс можно было легко засечь спутниками. Но именно что теоретически - на практике оказалось, что даже простейшая маскировка становится труднопреодолимым препятствием.

Еще один плюс БЖРК - мобильность. То есть они, разумеется, ограничены в передвижении железнодорожными путями. Но зато за сутки такой комплекс мог переместиться на сотни километров. Существовал, правда, большой риск повреждения путей - состав был очень тяжелым.

Кроме того, железнодорожный ракетный комплекс обладал впечатляющей боевой мощью - как-никак, по три ракеты (РТ-23УТТХ "Молодец", по классификации НАТО SS-24 Scalpel) с десятком боеголовок каждая.

Может, конечно, и не "чудо-оружие", но на переговорах по сокращению вооружений американцы и их союзники настаивали сначала на ограничении закона перемещений железнодорожных ракетных комплексов, а затем и на их уничтожении. А советское (затем и российское) руководство не слишком-то против этого и возражало - судя по тому, за какой короткий срок США удалось добиться своего.

В 1991 году по договоренности с Великобританией БЖРК должны были нести дежурство только в местах постоянной дислокации.

А в 1993 году между Россией и США был подписан договор о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-2), по которому наша страна обязывалась снять БЖРК с боевого дежурства в течение 10 лет. В результате все поезда и пусковые установки были утилизированы в 2003-2007 годах (кроме двух комплексов, которые как экспонаты выставлены на Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге и Техническом музее АвтоВАЗа).

Договор СНВ-3, вступивший в силу в 2011 году, каких-либо ограничений на создание БЖРК не накладывает. Возможно, в Вашингтоне попросту не приняли во внимание возможное возрождение таких комплексов. Собственно, резоны для этого есть - и значительно увеличившаяся эффективность спутников, и создание новых проектов (сколько времени это займет - вопрос). И, наконец, сам по себе проект - удовольствие не из дешевых.

С другой стороны, планы развертывания систем противоракетной обороны в Европе хоть и постоянно пересматриваются, однако окончательно отказываться от них США не собираются. И не исключено, что экономия сейчас может выйти боком потом.

На это же обращает внимание и главный редактор журнала "Национальная обороны" Игорь Коротченко. "Разработка очевидно связана с  реализацией комплекса ответных мер России в ответ на возможное развертывание европейской противоракетной обороны под эгидой США. Мы повышаем устойчивость наших стратегических ядерных сил, поскольку боевой железнодорожный ракетокомплекс - это один из элементов, придающих устойчивость нашей группировке с точки зрения реализации концепции ответного удара", - сказал он "Правде.Ру".

"Безусловно, БЖРК нам нужны. Они обладают малой заметностью для технических средств разведки противника, самое главное - высокой боевой эффективностью. Поэтому начало этих работ - очень правильная и хорошая реакция на будущие угрозы, которые будут исходить от американской ПРО", - подчеркнул Игорь Коротченко.

"Специалисты-ракетчики давно высказывали мысль не уничтожать БЖРК полностью, а модернизировать их под новые ракеты типа "Тополя" или даже сделать поменьше. В советское время был проект "Курьер", разрабатывались малогабаритные стратегические ракеты и на разной транспортной базе, в том числе даже планировали под АН- 24 подвешивать", - рассказал "Правде.Ру"  президент Академии геополитических проблем РФ Леонид Ивашов.

Он напомнил, что основа БЖРК - твердотопливная  ракета РТ-23 - создавалась на Украине, в Днепропетровске. "Сейчас там ракеты не разрабатывают и даже технические  сопровождение уже не могут осуществлять, это во-первых. Во-вторых, это ракета очень большая и американцы научились поезда с такими ракетами вычислять", - отметил он.

"Не знаю, насколько сейчас мощный конструкторский  и мыслительный потенциал этого  института (Московского института теплотехники - прим.), но полагаю, что это не худшее решение. Комплекс будет менее затратный и более скрытный. Наверное, сегодня будет наиболее скрытным, потому что, во-первых, подвижный комплекс "Тополь"  наблюдается из космоса. Во-вторых, мы ограничены соглашениями с США, что этот комплекс может двигаться только по определенным маршрутам, чтобы американцы отслеживали. Поэтому он хотя и маневренный, подвижный, но скрытностью перед современными средствами ракетонаблюдения не обладает. Сегодня надо искать другие возможности поддержания паритета. Особенно в условиях наращивания американской группировки средств противоракетной обороны.", - подчеркнул Леонид Ивашов.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Обсудить