100-й день Ливийской войны ознаменовался выдачей Гаагским судом ордера на арест Каддафи

Сто дней войны: ордер на арест Каддафи

Сотый день Ливийской войны ознаменовался выдачей Международным уголовным судом (МУС) в Гааге ордера на арест Муаммара Каддафи, его сына Сейфа аль-Ислама и шефа разведслужб страны Абдуллы ас-Сенусси. Каддафи и его окружению инкриминируют преступления против гражданского населения, в частности, использование армии.

Напомним, что почву для этого дала мартовская резолюция Совбеза ООН, в результате которой и появилась возможность рассмотреть "дело Полковника" в Международном уголовном суде. Прокуратура МУС потребовала выдать ордеры на арест самого Каддафи, его сына Сейфа аль-Ислама и главного разведчика страны Абдуллы ас-Сенусси еще 16 мая. По словам прокурора суда Луиса Морено-Окампо, МУС собрал достаточно доказательств того, что все трое имеют непосредственное отношение к набору наемников и организации нападений на оппозицию.

Разумеется, можно много рассуждать по поводу того, что позволено Юпитеру, то не позволено быку. Ведь демократичные США и Франция при вершении грязных дел не гнушаются использовать наемников. Американские "псы войны" из частной военной компании Black Water и бойцы Французского иностранного легиона являются лишь одними из примеров. Первые залили кровью Ирак и Афганистан. Последние же имеют куда более долгую историю подавления национально-освободительных движений, апофеозом чего являлись грязные войны во Вьетнаме (1946-1954 годы) и Алжире (1954-1962 годы).

Важно отметить, что выдача ордеров на арест Каддафи, его сына и Абдуллы ас-Сенусси произошла спустя месяц с лишним после требования прокуратуры МУС. Столь заметное промедление было вызвано целым рядом факторов.

Однако с запуском механизма гаагской инквизиции решено было немного подождать. Во-первых, еще существовала призрачная надежда на то, что режим Каддафи удастся добомбить и что оппозиция все-таки возьмет верх.

Во-вторых, Полковника всячески старались убедить в почетной капитуляции. И когда не сработала ни та, ни другая схема, на него решили обрушить меч Гаагского "правосудия", красноречиво проявившего себя по делу Милошевича и десятков других сербов.

Казалось бы, чего еще желать ливийскому старику, правившему страной почти 42 года? Деньги и безбедная старость в каком-нибудь тихом углу были бы обеспечены. Однако упрямец Каддафи отказался. Его представитель Ибрагим Мусса заявил 26 июня, что Каддафи остается "историческим выбором ливийского народа" и не может быть отстранен от власти, кроме как по решению самих ливийцев. В частности, Западу было предложено провести независимый опрос населения. Однако последний ответил на это ордером из Гааги.

Это само по себе показательно. Ведь в последнее время даже западные журналисты стали открыто признавать, что с выводами относительно нелюбви ливийцев к Полковнику явно поторопились. Тем, кто посещает подконтрольные его силам населенные пункты, бросается в глаза огромное количество самопальных зеленых флагов — символов верности нынешнему режиму. При таком раскладе выполнять предложенную демократическую процедуру означало бы для Запада сесть в лужу.

И выданный ордер на арест Каддафи красноречивее всего подытожил сто дней натовских бомбардировок. Совершенно ясно, что своих задач операция альянса не достигла. Самое большое, на что оказалась годна авиация НАТО — это остановить наступление Каддафи в Киренаике и заставить его перейти к обороне.

К слову сказать, что Югославии удалось продержаться под ударами альянса всего 78 дней. Правда, разница той и этой войны весьма серьезная, достаточно обратить внимание на то, что тогда именно США играли главную скрипку. Теперь же европейцам приходится выкручиваться собственными силами и это у них получается весьма и весьма плохо.

Интересно и то, что все прежние методы демократизации Ливии оказались негодными. Изначально руководство НАТО планировало, что после разгрома архаичной ливийской системы ПВО оставшиеся без ее прикрытия сухопутные части просто разбегутся и откроют мятежникам путь к быстрому завоеванию Триполи.

Однако с марта ситуация на фронтах не претерпела заметных изменений. В сводках событий по-прежнему мелькают Адждабия, Дафния, Злитен и Мисрата. Ежедневно западные пропагандисты заявляют "о новых успехах ливийской оппозиции", но что-то уж больно подозрительно долго она громит каддафистов.

Впрочем, это было и неудивительно: даже судя по тем кадрам, которые распространили СNN, BBC и прочие, так называемые повстанцы представлялись простой толпой, по сути, вооруженной разношерстной бандой, способной наступать только под прикрытием авиации НАТО. Но когда она удалялась, воины "ливийской демократии" откатывались на исходные позиции.

Неудача ожидала и непрерывные попытки организовать в Триполи путч. Несмотря на то, что в городе действует подполье мятежников, ему не удалось достичь успехов, наблюдаемых у каддафистов в том же Бенгази. В итоге мятежники, опасаясь восстания с их стороны, вынуждены отвлекать на "внутренний фронт" крупные силы.

И после того, как стало ясно, чего стоит оппозиция, НАТО стало персонально охотиться за самим Каддафи. Убили нескольких его детей и внуков, но большего им достичь не удалось. Впрочем, эта ставка также была изначально бита, поскольку даже в случае осуществления физической ликвидации Полковника его заменил бы тот же Сейф аль-Ислам.

Но НАТО решило изменить стратегию борьбы с Полковником за счет усиления на него военного нажима. Заметно были усилены засланные еще в конце марта группы французского и британского спецназа. Не покладая рук работали и инструктора, пытавшиеся придать мятежникам сколько-нибудь организованный вид. И наконец, против Каддафи направили около 40 ударных вертолетов "апачей". Но их появление не привело к долгожданному перелому в войне.

Сейчас Запад пытается еще больше изолировать Ливию на внешнеполитическом фронте, наглядным свидетельством чему и служат ордеры на арест из Гааги. Но вряд ли это станет достаточным основанием для тех же алжирцев прекратить оказание помощи Полковнику, которые прекрасно себе отдают отчет в том, что завтра демократизации могут подвергнуться и они.

В любом случае решение о выдаче ордеров на арест ключевых фигур Ливии свидетельствует о том, что Запад отрезал себе дорогу даже к диалогу с властями страны. Ведь не случайно вторым после Каддафи в гаагском списке указан его старший сын, ставший одним из главных организаторов обороны страны от мятежников и натовской агрессии. И совершенно ясно, что именно Сейф аль-Ислам является на сегодняшний день преемником Полковника.

Можно, конечно, посмеяться над тем, как, не поймав ливийского льва, Запад его уже пытается судить, по сути, за свои же преступления, что позволяет ему хоть как-то оправдаться перед собственными гражданами за продолжение агрессии. Судить его будут представители тех, кто как раз и убивал гражданских лиц. В результате натовской "демократизации" уже погибли сотни мирных жителей. Если еще пару месяцев назад западные журналисты называли подобные утверждения плодом информационной войны со стороны Полковника, то теперь с этим не спорят и сами военные альянса, открыто признающие факты бомбардировки ими жилых домов.

Даже непосвященному в ливийские дела человеку становится ясно, что в первую очередь вина за пролившуюся в Ливии кровь падает на политических лидеров западных стран, принимающих участие в агрессии, и руководство НАТО.

Однако никто не спорит с выдачей ордера на арест Каддафи. Что и понятно. Как известно, сила закона в том, что он служит силе, и было бы наивно ожидать того, что в Гааге покарают собственных же исполнителей.

Читайте также по теме:

Британские военные не справляются с Ливией

Х.Алияс: силы Каддафи сбивают вертолеты НАТО

Арабский канал вооружения мятежников в Ливии

Что дадут России ливийские мятежники?

Непредсказуемые последствия ухода Каддафи

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить