Иноспортэкстремизм

Министерство спорта, туризма и молодёжной политики РФ совместно с МВД и ФСБ разработало методические рекомендации по профилактике и противодействию  экстремизму в молодежной среде.

Понятие "экстремист" вызывает у среднестатистического гражданина две ассоциации. Это либо спустившийся с гор бородач с "поясом шахида", либо придерживающийся крайних вглядов активист того или иного политического движения. Собственно, экстремистом можно назвать любого, чьи взгляды и действия выходят за рамки действующего законодательства, отрицая как юридические, так и принятые в обществе законы морали. Такой человек априори несёт угрозу обществу. И совсем не важно, нарисовал ли он пенис на мосту, забил в подворотне несчастного таджика или пронёс бомбу в метро - всё это есть элементы разрушения.

Как правило, наиболее подвержена идеям противопоставления себя обществу молодёжь. Юношеский максимализм, стремление выделиться из толпы, обрести своё Я толкает их порой на самые страшные преступления. Сами они, разумеется, не видят в своих действиях ничего страшного: новоявленный шахид считает, что умирает за веру в Священной войне; скинхед свято верит в то, что очищает Русскую землю от оккупантов из Таджикистана; "антифа" бьют скинхедов примерно с тем же обоснованием; молодые художники-авангардисты, в свою очередь, считают свои флэш-мобы, перформансы и инсталляции миссией по просвещению российского народа и т.д. Разумеется, каждое из этих движений заинтересовано в популяризации своих идей, в чём помощь (в т.ч. и материальную) им оказывают профессионалы в области политической пропаганды.

"Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала", - утверждают авторы методических рекомендаций по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде. В документе отмечается, что активизацию неформальных молодежных группировок право- и леворадикальной направленности "стремятся использовать в своих интересах представители партий и движений. И не только партии. "Заметно активизировались попытки иностранных неправительственных некоммерческих организаций и международных организаций по использованию молодежи для осуществления деятельности, направленной на трансформацию политической системы России", говорится в рекомендациях. И события последнего года показывают, что это не пустые слова.

Фото: AP

Разгром Химкинской горадминистрации членами т.н. "антифашистских" движений под лейблом борьбы против вырубки Химкинского леса; присутствие с числе зачинщиков погрома на Манежной площади активистов "Другой России" Эдуарда Лимонова; заигрывание либеральной Партии народной свободы с ультраправыми... Эти и многие другие эпизоды вряд ли можно назвать случайностью, простым совпадением.

Теми, кто перешёл границы уголовного кодекса, занимаются правоохранительные органы. Но это уже борьба со следствием. Потому и необходимо уделять большое внимание профилактике молодежного экстремизма. А потому нельзя не согласиться с предложениями, изложенными в рекомендациях. Они, по большому счёту, правильные.

Это и поддержка со стороны органов власти деятельности детских и молодежных общественных объединений, "задачей которых является организация позитивного развивающего досуга подростков и молодежи"; и работа, "ориентированная на снижение деструктивного потенциала молодежных субкультур", в т.ч. взаимодействие с объединениями спортивных болельщиков, которые "в определенной степени становятся носителями экстремистских настроений в молодежной среде"; и внимание к студенческой среде, где планируется создать "клубы интернациональной дружбы"... В общем, предложения, повторюсь, хорошие. Есть, правда, маленькая ложка дёгтя.

Также по теме: Лишь в четверти школ Москвы высокое образование

Подобного рода инициативы не являются инновационными. Тема молодёжного экстремизма возникла не вчера и даже не позавчера, но призывы обратить внимание на досуговую занятость подрастающего поколения так и остались призывами. Воз, как говорится, и поныне там. И пока нет уверенности в том, что его удастся сдвинуть с места. По крайней мере, школа давно перестала быть авторитетом для подрастающего поколения. При этом, совершенно не важно, элитное ли это учебное заведение или же обычная среднеобразовательная школа. Достаточно бегло пролистать ленту новостей: "В Прибайкалье школьники регулярно избивали 73-летнюю учительницу и выкладывали видео зверств в Сети", "На Урале ученики хорового лицея во главе с сыном худрука снимали издевательства над учительницей на видео", "Школьник в Краснодаре принес на урок оружие" и т.д. Вы верите, что участвовавшие в этих забавах школьники поверят рассказывающему о вреде экстремистских субкультур учителю? Я - нет.

То есть, безусловно, хотелось бы себя опровергнуть и поверить в то, что борьба с крайними проявлениями общественного эпатажа не сведётся к точно таким же крайностям со стороны радетелей за толерантность и нравственность, эффективных исключительно в отчётах о проделанной работе.

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить