Последний Mercedes Горбачёва: что случилось с авто, прежде чем его имя снова появилось в новостях

Раиса Горбачева разъезжала на ГАЗ-14 и ЗиЛ-41045 — начальник охраны Кузовлев
6:49

Первый и последний президент СССР считал автомобили признаком роскоши, которой он всячески сторонился и, возможно, поэтому к машинам относился с некоторым равнодушием, как к необходимости. Даже в мемуарах, написанных бывшим Генсеком, и он, и его супруга факты владения автомобилями до того, как Горбачев занял пост главы государства, обходили стороной.

Тем не менее в годы, предшествовавшие высокой должности, Михаил Сергеевич пользовался служебными авто, полагающимися тогда партийным функционерам. А что касается личной техники, то известно, что за будущим президентом СССР числился скромный ЗАЗ-968 — "Запорожец". Больше информации об авто, находившихся в собственности Михаила Сергеевича и активно эксплуатировавшихся, найти не удалось. У него не было ни автопарка, ни богатой, как у Брежнева коллекции. Когда Горбачев вступил в должность Генерального секретаря КПСС, видимо, ему вполне хватало служебных машин, о которых и пойдет речь.

ЗиЛ-41047

На автомобилях этой марки высшее советское руководство начало перемещаться еще со времен Сталина.

Горбачеву, занявшему пост Генсека, по статусу полагался лимузин ЗиЛ-4104, представлявший собой 3-й рестайлинг ЗиЛ-114, выпускавшегося аж с 1967 года.

Считается, что этот лимузин конструкторы СССР создали самостоятельно, а не скопировали, как бывало раньше. Впрочем, лицензию на тормозную систему все-таки честно купили.

Автомобиль был серийным и чем-то особым не выделялся, если, конечно, не считать внутреннюю отделку и невиданную по тем временам деталь "роскоши" от советского автопрома — кондиционер. Салон отделан вставками из красного дерева, натуральной кожей. На этом автомобиле Михаил Сергеевич совершал поездки по столице и Подмосковью.

Однако ЗиЛ-41047 стал мелькать в кортеже Президента с 1988 года, а до этого он ездил на другой, более интересной машине.

ЗиЛ-41052

Этот лимузин достался Генсеку в "наследство" от Константина Черненко. Внешне лимузин тоже напоминал Рестайлинговый ЗиЛ-114. Но было серьезное отличие — бронекапсула. По сути, это — бронированный кузов, выполненный из стали, используемой для производства боевых машин пехоты на Курганском заводе.

Лимузин собирали вручную, выстраивая его вокруг бронекапсулы, способной выдержать не только попадание пули, но и взрыв ручной гранаты.

Модель выпустили ограниченной серией. На "броневике" Горбачев предпочитал ездить в регионах, где обстановка была, мягко говоря, не очень спокойной. Потом эта машина досталась Ельцину, который на ней передвигался уже везде, в т. ч. и по Москве.

В распоряжении Горбачева была еще одна машина — ГАЗ-14 "Чайка". На ней, в основном, разъезжала супруга Михаила Сергеевича. Именно она, по словам бывшего начальника охраны В. Кузовлева, пыталась привить своему мужу любовь к автомобилям.

Первой леди "Чайка" совсем не нравилась, и позже она получила в свое распоряжение ЗиЛ-41045. Раиса Максимовна настаивала, чтобы в заграничные поездки Горбачев обязательно брал с собой советский лимузин.

А еще она, как пишет в своей книге Кузовлев, сформировала традицию останавливаться посреди улицы и беседовать с простыми людьми. Что, в общем-то, являлось грубейшим нарушением протокола и головной болью для охраны.

По неподтвержденным данным, один из лимузинов Раисы Максимовны, ЗиЛ-41045 находится в музее "Легенды СССР" на магистрали М4. Еще одна машина, на которой ездила Горбачева — ЗиЛ-41047 в 2017-м находился в Казахстане, но потом был продан.

Pontiac Grand Prix

1988 год ознаменовался двумя никак не связанными событиями: Горбачев М. С., по версии издания Time был признан "Человеком года". И в то же время, по мнению редакции журнала Motor Trend лучшим автомобилем стал "Понтиак" пятой генерации.

Компания GM, которой принадлежит бренд Pontiac, решил презентовать
модель года первому президенту СССР. На месте госномера — табличка, где было написано: Gorby. Но Горбачев так не разу и не прокатился на подарке: автомобиль он передал в музей АЗЛК. При этом Генсек добавил: "чтоб учились", как нужно делать.

Печальная судьба ЗиЛ-4102

Перспективную модель хотели запустить на заводе, надеясь, что она будет способствовать выходу предприятия из глубокого кризиса. Машина получилась, по тем временам, передовой, как внешне, так и в техническом плане. В основе автомобиля — несущий кузов, выполненный с применением стеклопластиковых панелей, что снижало его массу.

В салоне — все возможные на тот момент опции, включая кондиционер, многозонный климат-контроль, полный электропакет, бортовой компьютер,
аудиосистема с десятью колонками, велюровая обивка. Движок, правда, оставили старый: восьмицилиндровый агрегат объемом 7,6 л и мощностью 315 "лошадей". На ЗиЛе собрали пару таких лимузинов, которые остряки тут же нарекли "Раиса" и "Миша". По непонятным причинам лимузин Горбачеву (а может, его жене) не понравился, и на конвейер ЗиЛ-4102 так и не попал.

Последний "Мерседес" Горбачева

Это — модель Mercedes-Benz W221, производимая в Германии в 2005-2013 годах. На нем и передвигался Михаил Сергеевич в последние годы жизни и даже попал в ДТП в 2015-м. Кортеж Горбачева ехал по "встречке", где находился не успевший свернуть на обочину "Рено". Произошло столкновение, правда, не малой скорости, благодаря чему никто не пострадал. Машины получили незначительные повреждения.

Автор Сергей Милешкин
Сергей Милешкин — внештатный автор Правды.Ру
Редактор Юлиана Погосова
Юлиана Погосова