Корпорацию "Энергия" поймали на фальшивых запчастях

РКК "Энергия" закупала самодельные запчасти

Громкий скандал грянул в Самаре. Следственный комитет выявил вопиющие нарушения в производстве комплектующих для военной и космической техники — их делали в гараже. Между тем, заказ на изготовление этих деталей для научных и военных боевых ракет получила именитая корпорация "Энергия", а стоил он 15 миллионов рублей. Фальшивки выявили испытания.

Еще в 2008 году знаменитая корпорация "Энергия" имени Королева получила госзаказ на изготовление двух блоков холодной продувки для армейских устройств и агрегата заправки для установки терморегулирования и вакуумирования в рамках модернизации ракеты "РН-СОЮЗ" для "Роскосмоса" на общую сумму более 15 миллионов рублей.

Деньги были заплачены, заказчику передали готовые детали. Но испытания в Москве и на Байконуре тотально провалились — и "полетели" в первую очередь именно те запчасти.

Читайте также: "Ясени" и "Бореи" как в воду канули

В ходе прокурорской проверки выяснилось, что высокотехнологичные сложнейшие детали изготавливались в Самаре… в трех обычных гаражных боксах! А формуляры на сварганенные гаражными мастерами ракетные изделия были сделаны на Усть-Катавском вагоностроительном заводе имени Кирова.

Последовало возбуждение уголовных дел, среди их фигурантов оказался и заместитель главного конструктора "Энергии" — прокуроры считают, что в таком "высокотехнологичном" деле без него не обошлось. По версии следствия, он организовал ООО, поставив его начальником своего родственника. А тот снял гаражные боксы и нанял производить военную технику временных рабочих.

Следствие продолжается и пока неясно, какое наказание получат находчивые начальники и исполнители "космического" заказа. Хорошо, что фальшивые детали были выявлены при испытаниях. А если бы дошло до реального пуска ракеты?

Впрочем, не только в России наблюдается явление "космических" самоделкиных. Пару лет назад Сенат США забил нешуточную тревогу. Расследование показало, что самолеты, корабли и даже ракеты начинены чипами и другими компонентами, сделанными в Китае, а не на "своих" предприятиях.

Более миллиона деталей оказались явным контрафактом. Из-за этого ракеты-перехватчики или пилоты вертолетов не могут поразить цель, утверждали тогда сенаторы. Вину они возложили целиком и полностью на Пентагон, который в целях экономии закупает запчасти, где придется.

Выявленный контрафакт изъяли, но, по данным сенатской Комиссии по делам вооруженных сил, тысячи американских военных самолетов и кораблей до сих пор управляются приборами, начиненными дешевой китайской электроникой. Она, как значится в выводах комиссии, по сей день используется на транспортных самолетах Boeing С-17, Lockheed Martin С-130J Super Hercules, в вертолетах Sea Knight и даже в противоракетной системе THAAD.

"Но это только верхушка айсберга. Ведь мы просмотрели только часть цепочки военных поставок", — цитируют СМИ сенатор Карла Левина. Милитаристский китайский контрафакт, между прочим, проходил в числе прочего через Канаду и сами США, которые послужили базой для перепродажи китайских подделок.

Сенаторы также выяснили, что поддельные микрочипы часто выносят рабочие фабрик-изготовителей и в самих США, после чего перепродают на "черном рынке", где частыми гостями являются снабженцы из того же Пентагона. Грамотные американские самоделкины извлекают их из компьютеров, бывших в употреблении, тыкают в них пару раз микропаяльниками — и все, новая запчасть для боевого самолета готова. При этом старые идентификационные знаки удаляются, наносятся новые, сообщает газета Daily Telegraph.

Сенатская комиссия, кстати, привела и конкретные примеры. Так, несколько лет назад в Атланте в результате взрыва двигателя на взлетной полосе загорелся пассажирский самолет McDonnell Douglas DC-9 американской компании ValuJet. Пассажиры получили серьезные ожоги. Расследование показало, что компания купила двигатель, прошедший капремонт на заводе в Турции.

Было установлено, что в двигателе стоял ржавый треснувший компрессорный диск. Во время ремонта трещины и ржавчина были просто замаскированы. Документация на двигатель была в полном порядке и дефект был визуально незаметен!

Примерно в то же время в американском Сенате почти сразу же после заслушивания пугающих выводов комиссии по вооруженным силам выступала группа специалистов, посвятившая доклад положению дел с так называемой русской мафией. Докладчики упомянули, что более 25 процентов контрафакта, производимого в США, в том числе и "военного", делают как раз выходцы из бывшего СССР и России.

"Детальные" скандалы оккупировали не только военную отрасль. Ровно 10 назад, в 2002 году, в России разразился глобальный авиационный скандал: выяснилось, что каждый третий самолет летает с поддельными запчастями. В список авиакомпаний, пользующихся левыми запчастями, тогда попала даже авиакомпания "Россия", в ведомстве которой президентский самолет. Авиаторы с трудом погасили скандал, перебрав по винтику чуть ли не все самолеты отечественного авиапарка.

А не так давно СМИ написали о новом скандале: на заповедной территории НИИ гражданской авиации оперативники обнаружили склады с контрафактными авиазапчастями и фальшивыми паспортами к ним. Кроме того, нашли кучу поддельных печатей авиаремонтных заводов! На складах чего только не было: от гидронасосов до сложнейших приборов навигации и управления. Все, разумеется, не новое. Но выдавалось все за новое — то бишь со штатного предприятия.

Выяснилось, что работники складов собирали списанные и изношенные авиазапчасти на свалках заводов, отмывали их, чистили, перебивали номера и под видом новых продавали авиакомпаниям и авиаремонтным заводам. При этом мастерски они подделывали технические паспорта.

Минтранс несколько лет назад учинил строжайшую проверку "крылатой" отрасли. Из проверенных на подлинность более 60 тысяч изделий выявлено почти 10,5 тысячи изделий-"двойников", более 3 тысяч запчастей, по которым нельзя определить предельный срок их эксплуатации, почти 2 тысячи деталей, выпуск которых не подтвержден предприятиями-изготовителями.

Читайте также: "Юрия Долгорукого" опять отложили

То есть практически треть деталей, применяемых в российской гражданской авиации, не проходили контроль на соответствие качеству и были откровенной "липой".

Были вскрыты и так называемые "серые" схемы в межкооперационных связях России с украинскими и латвийскими коллегами. Несмотря на то, что в этих странах авиазапчасти практически не производятся, они умудряются торговать ими и выигрывать российские тендеры.

Хочется верить, что сейчас, после громких скандалов, и Минтранс, и Минобороны будут тщательнее подходить к закупкам запчастей и оборудования для своей техники.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить