Суд защитил гражданских диспетчеров от военных

Пензенский суд, вставший на сторону гражданских авиадиспетчеров в их споре с Минобороны, принял абсолютно правильное решение. Развернув по требованию военных вьетнамский лайнер, диспетчеры создали бы аварийную ситуацию. Однако проблема возникла, скорее, из-за халатности должностных лиц, а силы ПВО, возможно, просто «проспали» пролет «Боинга» через границу. Этот случай отражает системный недостаток в нынешней структуре управления воздушным движением.

В четверг Первомайский суд Пензы оправдал авиадиспетчеров, обвиняемых в нарушении правил международных полетов, за отсутствием состава преступления. Обвинение утверждало, что гражданские диспетчеры отказались подчиниться требованиям военных и выдворить за пределы России вьетнамский лайнер.

12 июля 2005 года авиадиспетчеры осуществляли сопровождение самолета авиакомпании Xangxong Vietnam, выполняющего регулярные рейсы из Ханоя в аэропорт Домодедово. В этот день в 5:34 по московскому времени Boeing-737 вошел в воздушное пространство России со стороны Казахстана и был определен военными как самолет-нарушитель.

Это было связано с тем, что вьетнамская сторона несвоевременно подала заявку на выполнение рейса в Центр планирования и регулирования потоков воздушного движения, входящий в состав Единой системы организации воздушного движения (ЕСОрВД). Таким образом, самолет без разрешения вошел в российское воздушное пространство.

Суд принял абсолютно правильное решение. Когда военные поняли, что самолет не имеет разрешения и потребовали возвратить его в пункт вылета, он уже находился в зоне ответственности наших авиадиспетчеров. Получается, военный сектор просто «проспал» пролет границы.

Кроме того, диспетчеры поддерживали двухстороннюю связь, экипаж подчинялся указаниям с земли, при этом запаса топлива было на два часа.

Выполнив требование военных, авиадиспетчеры могли создать аварийную ситуацию в воздухе. Оснований для такой реакции по отношению к иностранному воздушному судну  не было. Тем более, что оно было опознано ЕСОрВД, выполняло полет в пределах воздушного коридора под постоянным контролем и не представляло угрозы для безопасности.

Рейс был регулярным, а, следовательно, пересекал границу в заявленное время. Надо отметить, что согласно инструкции авиадиспетчеры подчиняются исключительно руководителю полетов. Правда, указания военного сектора являются обязательными для выполнения гражданским сектором – но только при условии, что они «являются понятными, доведенными соответствующим образом и представляют собой именно команду соответствующей установленному порядку».

По мнению Минобороны, «гражданские должностные лица в условиях существующих угроз терроризма, в том числе с применением летательных аппаратов совершили действия, которые могли привести к обострению ситуации и провоцированию органов ПВО РФ на решительные действия с необратимыми последствиями».

Сильная фраза. Но тогда почему силы ПВО не отследили факта пересечения границы? После этого самолет прошел не только Самарскую и Пензенскую зоны, но еще вошел и в Московскую, совершив посадку в Домодедово. И все под контролем. Какой-то дисциплинированный прилетел террорист.

Напрашивается вывод, что разрешение на пролет границы все-таки было, но его не довели до региональных органов, и с этим ближе к Москве быстро разобрались. Обычно в таких случаях в воздух поднимаются истребители ПВО для сопровождения, чтобы в случае необходимости принудить нарушителя к посадке на указанный аэродром. Значит, в этом тоже нужды не было.

А что касается «решительных мер и необратимых последствий» – такая формулировка, возможно, всего лишь прикрывает халатность должностных лиц.

К сожалению, такие случаи могут повторяться. Они отражают системный недостаток в существующей структуре управления воздушным движением – ее ведомственное построение и отсутствие единого руководящего органа.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Обсудить