Саммит СНГ: на кону - будущее России

В Петербурге открывается встреча глав государств СНГ. Разговор получится непростым, и причина тому – поведение властей Украины, Грузии и Азербайджана. На карту поставлены основополагающие интересы России, затрагивающие само её существование. И недоработка даже мельчайшей детали может оказаться «смерти подобна».

В Санкт-Петербурге открывается неформальная встреча глав государств – участников Содружества Независимых Государств. Можно предположить, что разговор получится весьма непростым. Слишком много проблем накопилось за это время у всех стран содружества, особенно в вопросах внешней политики. Решение накопившихся проблем осложняется рядом геополитических неблагоприятных факторов.

Прежде всего, это развернувшейся острая борьба за нефтяные источники Каспия и выбор путей транспортировки углеводородов на мировые рынки, а также острота межнациональных конфликтов (Грузия - Южная Осетия, Грузия - Абхазия, Азербайджан - Нагорный Карабах -Армения),сохранение очагов сепаратизма и терроризма на российском Северном Кавказе и практически военный приход США и других стран НАТО, считающих регион зоной своих стратегических интересов.

Переговоры осложнятся тем, что политика, проводимая правящими элитами Грузии и Азербайджана, связана с перспективой развития своих государств с Западом. Азербайджан и Грузия активно ищут пути интеграции в европейские экономические и политические структуры, стремятся участвовать в формировании новой структуры безопасности на основеевроатлантической интеграции.

Баку и Тбилиси исходят из прагматического стремления формировать привилегированные отношения прежде всего с теми странами, которые в данный момент и в наибольшей степени поддерживают их замыслы и практические шаги, используя для этих целей наряду с другими средствами лозунги и идеи национализма, пантюркизма а Баку или западничества в Тбилиси, переключения социального недовольства своего населения внутренней ситуацией, на поиск внешних причин провалов и неудач.

При реализации этой политики оба государства вступают в стратегическое взаимодействие, как между собой, так и с другими державами на антироссийской основе. Делается всё, чтобы Россия потеряла стратегическое пространство на южном направлении. Речь идет о переделе в Закавказье сфер влияния, в результате чего позиции России могут ослабнуть.

Нефтяные проекты в зоне Каспия привлекли внимание западных держав и в первую очередь США, которые объявили регион, где раньше доминировала Россия, зоной своих стратегических интересов. Причем, присутствие мировых держав в регионе явно перестает быть сбалансированным, и преимущество США становится подавляющим. Сказанное означает, что возникающая ситуация неизбежно порождает столкновение не только экономических, но также политических и военно-стратегических интересов.

Регион становится ареной длительного и острого противоборства интересов различных, в том числе нерегиональных, государств. Кроме того, существует очевидная угроза приближения НАТО к границам России с юга не только через возрастание натовской активности в регионе, но и результате реализации в той или иной форме выраженного стремления к вступлению ряда государств Закавказья – Азербайджана и Грузии в Североатлантический альянс.

Регион объявлен зоной жизненных интересов США, начинается реализация планов вовлечения стран Закавказья в сферу натовского влияния. Европейская Россия оказывается зажатой между блоком НАТО с участием прибалтийских государств и Украиной, также сориентированной на вступление в альянс. Азербайджан объявил о готовности предоставить свою территорию военным базам НАТО. Украина начала процесс выдавливания Российского Черноморского флота из Севастополя и Крыма с целью сделать Черное море внутренним морем НАТО.

Серьезным фактором, отрицательно влияющим на стабильность отношений в СНГ, остаются территориальные конфликты (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах), а также сохраняющаяся вероятность возникновения новых конфликтных ситуаций, основанных на межнациональных, этнических, религиозных противоречиях. Дестабилизирующем фактором являются экономические, транспортные и военно-политические структуры типа ГУАМ, формирующиеся на антироссийской основе и в противовес России, опирающиеся на влияние и поддержку западных держав.

Наши партнеры по СНГ стремятся создать невыгодные и опасные для интересов России альтернативные транспортные коридоры, связывающие Кавказский регион, Азию и Европу, изолирующие Россию от важных мировых коммуникаций и основных грузопотоков. Кризисные тенденции в политической, социально-экономической, демографической, экологической ситуации на пространстве СНГ представляет вполне определенную угрозу национальным интересам и безопасности России, что требует разработки взаимоувязанных направлений, осуществления обоснованных практических мер в рамках этой политики.

Складывается впечатление, что встреча лидеров СНГ меньше всего будет похожа на «единство братских народов». Хотя необходимость диалога под сомнение поставить нельзя – слишком уж многое поставлено на карту, и недоработка даже мельчайшей детали может оказаться «смерти подобной».

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить