Кондукторы вымогают деньги у льготников

Кондукторы - враги человечества?

Восхитительный пример человеческой злости и глупости продемонстрировала недавно кондуктор омского автобуса. Эта профессия и так не из самых почетных. Кондукторы - вечные герои анекдотов. И это поистине справедливо. Так докопаться до пассажира, так испортить ему и окружающим день - это не каждый сможет. Этому учиться надо. Талант особый иметь... 

В муниципальных пассажирских автобусах Омска, похоже, появилось свое ноу-хау. Это крайне придирчивые кондукторы, которые имеют право брать деньги с кого угодно. В том числе, с детей-сирот. Если такому кондуктору что-то не нравится в документах ребенка, то ребенок обязан оплатить проезд и сумму штрафа. "Договориться" сторублевкой, конечно, можно. Моральный аспект проблемы, из серии "грабить сирот нехорошо", можно смело выкинуть на свалку. Жизнь — вещь сложная и жестокая. Кто смел, тот и съел.

Одну такую историю поведало читателям ИА "Омскинформ". Автобусная кондукторша на глазах всех пассажиров автобуса вымогала деньги с воспитанника детского дома.

В прошедший четверг группа старших воспитанников детского дома №10 в сопровождении воспитателей села в городской автобус 79-го маршрута. Настроение у ребят было приподнятым: они в этом году закончили девятый классиз и сейчас ехали с воспитателями в кинотеатр, на показ только что вышедшего на экраны фильма.

В этот день "на маршруте" автобуса была женщина-кондуктор с жетоном №440. Увидев, что в автобус заходит целая группа подростков, кондуктор заметно изменилась в лице. Не в лучшую сторону. Первый вопрос: "Кто такие?" Объяснялась кондуктор исключительно на повышенных тонах. Сопровождающий воспитатель, Лариса Волосатова, объяснила, что это воспитанники десятого детдома, проезд у них бесплатный. После объяснения Лариса предъявила кондуктору для сканирования электронные карточки воспитателей. Кондуктор №440 резко отказалась сканировать воспитательские документы. Мотивировка шла также на повышенных тонах, но уже с непечатной лексикой. Женщина с жетоном примерно сказала воспитателю следующее: "Очень много непонятных детей в сопровождении неизвестных личностей. Ничего сканировать не буду, пока не "пробью" транспортные карты детей и не выдам им билеты". На возражения воспитателей "жетон номер 440" ответила: "Так по инструкции положено. Нечего тут возражать".

После этого кондуктор прошлась по всему автобусу. Особенно придиралась к детдомовским детям. Наконец, закончив проверку, обладательница жетона №440 вернулась к воспитателям.

Кондуктор снова начала кричать: "У вас у одного мальчика нет удостоверения, я не могу ему пробить билет по одной карточке - платите деньги за него". Лариса, несколько опешив, попыталась объяснить, что у нее денег с собой нет, она с детьми как сопровождающий воспитатель. Если кондуктор не верит, то Лариса может показать сопроводительное удостоверение. Обладательница жетона, вконец вышедшая из себя, опять заголосила: "Ничего не знаю, тогда выходите отсюда или платите деньги, водитель вас не повезет". Затем ретивый борец с безбилетниками привела самый веский, по ее мнению, аргумент: "Это ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ребенок. У него, кроме этой карточки, должно быть удостоверение детдомовца. Просто так по карточке ничего пробивать не буду". Лариса снова попыталась вежливо объяснить, что у нее самой есть сопроводительное удостоверение на мальчика. На что кондуктор ей ответила: "Ваше удостоверение для меня — филькина грамота. Вдруг оно вообще ворованное, и ребенок ворованный, и карточка не его. Платите". Столь длинная тирада также выкрикивалась, использовались нецензурные слова.

Тут уже не сдержалась еще одна сотрудница детдома, психолог: "Да как это ворованная карточка может быть у нашего воспитанника? Мы едем на фильм, это наш ребенок, и мы подтверждаем это. Он же едет не один, чтобы можно было так подумать. Мы все взрослые люди, и неужели вы думаете, что мы вам врем?" Кондуктор ничего не хотела слушать. Опять пошли нотации про инструкцию и про то, куда делось удостоверение. Психолог, отчаявшись, попыталась объяснить, что воспитанник детдома мог забыть удостоверение в спешке. Карточка был с ним, потому что воспитатель перед выходом переспрашивал, у всех ли с собой транспортная карта. Но кондуктор продолжала настаивать на своем. Было удивительно, как она еще не охрипла после таких криков. Крики были слышны на весь автобус. Пассажиры, ехавшие по своим делам, были вынуждены выслушивать не только подробности злосчастной "инструкции", но и "тяжелой жизни" "номера 440": "Не от хорошей жизни пошла сюда, работаю практически за бесплатно. Если мальчишка не заплатит, то меня ревизоры оштрафуют. Недавно так оштрафовали уже". В общем, крикливая кондукторша устроила в автобусе "плач Андромахи". По всем канонам греческой трагедии.

Читайте также: Песня про зайцев на новый лад

 

Пассажиры просто устали слушать эти крики и причитания. Один из них встал со своего места, подошел к кондуктору и попытался женщину успокоить: "Успокойтесь вы наконец, сколько можноуже орать…Если зайдет контролер, то мы сами все ему объясним, и по этой карточке, по которой вы отобьете билет ребенку, вам все равно перечислят деньги". Кондуктор была непреклонной. Но вслед за дипломатичным мужчиной, пытавшимся нормализовать ситуацию, вышли другие. Уже не столь дипломатичные. Весьма интересно, что когда они стали отвечать хамоватой кондукторше на ее же языке, она заметно присмирела, а про инструкцию даже забыла. Один из пассажиров попытался выяснить имя самой сотрудницы муниципального транспортного предприятия. Тут грозная кондукторша сразу испугалась. Она наотрез отказалась называть свое имя, а ее рука сразу устремилась к обязательному бейджу на одежде. Бейдж мог ее выдать.

"Омскинформ" сообщает, что за мальчика в конце концов заплатил корреспондент издания, который ехал в этом автобусе. А когда воспитанники вместе с педагогами вышли из автобуса, "жетон №440" наконец-то убрала руку, прикрывавшую бейдж. Но на самом бейже практически ничего нельзя было разобрать. Кондуктор так и осталась без имени, всего лишь "жетоном №440".

Психолог омского детдома №10 потом рассказала журналисту "Омскинформ", что подобные случаи наглого выбивания наличных у пассажиров-льготников в городском транспорте не редкость. Например, когда один раз воспитанников этого же детдома везли в автобусе, кондуктор заявила, что карточка одного ребенка "не сработала", надо платить. Сопровождающий воспитатель, не желая скандала, была вынуждена заплатить из своих денег. Но после того, как дети и воспитатели пересели из этого автобуса в другой, транспортная карточка… оказалась "рабочей". Кондуктор предыдущего автобуса радела, оказывается, не о служебной инструкции, а о своем кармане.

Увы, от этого никуда не деться. Едва став кондуктором, некоторые граждане России встают на путь вымогательства. Вместо того чтобы выявлять безбилетников, они нагло вымогают деньги с пассажиров. Чаще всего, их жертвы — это дети и старики. Если такому кондуктору не удается выбить с пассажира мзду, он вышвыривает его из транспорта.

В декабре прошлого года в Чебоксарах одна такая работница транспортного предприятия вышвырнула на сильный мороз девятилетнюю девочку, которая спешила в школу.

1 декабря 2010 года ученица одной из школ спешила с утра на уроки. Кондуктор, проверявшая билеты, придралась к тому, что у девочки школьный проездной просрочен на один день. Закрутившись с уроками, прилежная ученица школы забыла поменять ноябрьский проездной на декабрьский. Охотница за безбилетниками потребовала у девятилетнего ребенка штраф. У девочки, разумеется, никаких денег с собой не было. Тогда кондукторша буквально вышвырнула "безбилетницу" из автобуса. Вопреки протестам пассажиров. Ученица была вынуждена возвращаться домой за деньгами на проезд. На улице стоял мороз минус двадцать. Ребенок сильно простудился. Вечером того же дня девочка слегла с острой формой ОРЗ.

А вот как такие кондукторы, в основном молодые, работоспособные люди, "уважают" старость. В конце марта этого года жительница Кунгура, 77-летняя Валентина Порозова ехала на электропоезде в Пермь, к дочери. Престарелая женщина в силу возраста и инвалидности позволяла себе такую поездку раз в год.

После станции Ергач в электричку вошли кондукторы с охраной. Валентина предъявила, кроме льготного билета, пенсионное удостоверение и справку. Все как обычно. Но тут кондукторша, молодая женщина, потребовала у престарелой женщины справку об инвалидности. Молодая контролерша, как обычно и бывает, ссылалась на законодательство. Престарелая женщина, до того не возившая с собой без надобности справку ВТЭК, попросила кондуктора простить старческое незнание быстро меняющегося законодательства. Но просьбы бабушки, казалось, только придавали кондуктору силы и упорства. Кондукторша требовала заплатить за проезд, грозясь высадить Валентину из электрички. Валентина расплакалась. Но кондуктор, как и Москва, слезам не верил. Бабушка была вынуждена заплатить кондукторше 100 рублей. Для старика — весьма не лишние деньги.

По приезду в Пермь у Валентины резко поднялось давление. Престарелой женщине, инвалиду, нервничать было нельзя, об этом говорили врачи. Дочь. Валентины всю ночь не сомкнула глаз. Но все обошлось. А спустя два дня, уезжая из Перми, бабушка спросила в билетной кассе вокзала про "новое требование" насчет справки. Кассир ответила, что такого требования нет и быть не может.

"За что кондуктор на меня так взъелась?" — спрашивает Валентина в своем письме пермской газете "Искра". — Или, если мы пенсионеры, старые и беспомощные, нас обирать можно? Может, прочитает эта кондукторша мое письмо и ей станет стыдно? И в другой раз грабить стариков не будет? Другим словом это не назовешь".

Стало ли "стыдно" наглой пермской вымогательнице, увы, не известно. А детей-сирот и стариков по-прежнему продолжают обирать все, кому это не стыдно. Включая кондукторов.

Читайте самое актуальное в рубрике "Общество"

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *
Обсудить