Гастрономический туризм: Красиво жрать не запретишь

Национальная кухня — мягкая сила России

Гастрономический туризм стал новым модным трендом. Российская кухня бесконечно разнообразна, она отражает все богатство культур и традиций народов, населяющих нашу страну. Это великолепное достояние может привлечь к нам множество туристов. Миллионы людей по всему миру готовы ехать хоть на край света, чтобы попробовать что-то необычное и уникальное. Как заманить их в Россию? Об этом в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России по вопросам гастрономического туризма Леонид Гелибтерман.

— Знают ли многонациональную российскую кухню за рубежом?

— Нынешняя ситуация вызывает глубокую печаль и озабоченность. На территории Российской Федерации проживает больше 190 народов, у каждого — своя уникальная гастрономическая культура, связанная с традициями, историей, даже с внешним видом. Поэтому, хотя русская кухня, несомненно, — основная часть общероссийской культуры, не менее важны и татарская кухня, и кухня Якутии, и кухня Коми, пермяков, иных народов нашей многонациональной страны.

Но что видим сегодня? Мы потеряли бренд черной икры, нашей икры на международном рынке практически нет. Это уже аквакультура, которой в России практически нет. И по черной икре мировой лидер давно не Россия, а Иран. Даже французы восстановили собственное производство черной икры!

На водку мы эксклюзива не имеем. Ее могут делать где угодно, хоть в Новой Зеландии. И можно только плакать, когда в стакан нальют новозеландскую водку. Остатки уходящих поколений еще как-то ассоциируют водку с Россией, но молодежь эту связь уже не знает и не видит. Государство Российское по продвижению нашей водки в мире не делает ничего: 0 целых, фиг десятых. Это очень удручает.

Про блины история весьма условна. Они в разном виде везде есть. Допустим, можно говорить о "бефстроганов" и еще чем-то подобном. Покопавшись, наскребем 5-7 стереотипных российских названий. И это при кухне и традициях более 190 наших народов! Совершенно неправильно и нелогично.

У нас нет продуктов с наименованием, защищенным и контролируемым по месту происхождения. Хотя это относится ко многим продуктам, производимым во многих странах мира. В Евросоюзе это вообще отлаженная система. Там продукт выдержан по определенным параметрам, происходит из определенной местности и так далее.

В России есть система ГОСТов, но это всего лишь техническое описание процессов. У нас нет системы, которая подтверждает и гарантирует подлинность продукта, произведенного на конкретной территории. Доходило до того, что продавалось вологодское масло, сделанное в Финляндии. Дальше уже просто идти некуда.

Мы должны обязательно свои региональные бренды любить, холить, лелеять, пестовать и защищать. Потому что я не хочу покупать абстрактное масло, я хочу купить то масло, которое мне нравится: с заведомым процентом жирности, свойствами органолептическими…

— Когда человек покупает продукт, защищенный определенным товарным знаком, он оплачивает не столько товар, сколько рассказ о том, как некогда князь такой-то его вкушал?

— И легенду, и право купить гарантированное качество. Мы остались практически единственной большой территорией в мире, с гастрономической точки зрения неизвестной. И здесь у нас появляется громадное поле для творчества, для того, чтобы демонстрировать новые продукты, делать себя популярными для туристов.

Просто фантастическая ситуация, когда имеется такая перспективная территория, с разнообразным климатом, культурой, традициями, которые можно предъявить миру. Это громадный резерв и ресурс. Поэтому очень многие наши регионы сейчас серьезно озадачены поиском своих региональных гастрономических специалитетов.

— Они самостоятельно выстраивают гастрономическую политику или с помощью ваших специалистов?

— По-разному. Сейчас идет сбор и консолидация информации для того, чтобы сделать, например, российскую гастрономическую карту, как-то систематизировать фестивали, праздники, ярмарки, которые проходят в регионах, чтобы выстроить все в стройную систему.

Этим занимается частично Ростуризм, активно — Федерация рестораторов и отельеров России, где я являюсь вице-президентом как раз по вопросам гастрономического туризма, другие организации, ассоциации. Мы помогаем проводить специальные федеральные форумы по развитию гастрономического туризма, на которых собираем наиболее интересных фермеров, региональные власти, рестораторов, производителей продуктов питания, чтобы, консолидировав усилия, этот громадный механизм запустить в дело.

Уже очень большой путь пройден. В 2014 состоялся форум, посвященный развитию гастрономического туризма в Великом Новгороде. В нынешнем году прошел третий подобный форум в Ярославле. Ситуация обретает положительную динамику.

— Гастрономическая проблематика встраивается в создание бренда российского туризма, о котором давно говорят. Получается ли создать комплексный туристский продукт, где были бы представлены народная культура, история и гастрономические радости?

— Над этим работают Министерство культуры и Ростуризм, Министерство сельского хозяйства и другие ведомства. Тут вопрос в другом: как консолидировать усилия этих структур с разными бюджетами и ведомственными интересами?

Мы в прошлом году придумали совершенно новый концептуальный проект "Российские гастрономические недели". И выбрали первую страну, где его провести — Испанию. Мне кричали: сумасшедший, Испания — мировой лидер в гастрономическом плане, куда рвешься? А я считал, что соревноваться надо с самыми сильными спарринг-партнерами. Нет смысла выбирать страну где-то в середине Африки, надо показывать себя на серьезных площадках. И мы за эту неделю получили замечательные отзывы от Всемирной туристской организации ООН, у них штаб-квартира как раз в Мадриде.

Всемирная туристская организация и другие специалисты весьма высоко оценили наш проект. Это был тот редкий случай, когда получилось все вовремя, правильно и грамотно организовать. В этом очень помог господин Корчагин, возглавляющий российское посольство.

Мы привезли на форум поваров из разных регионов России и показали всю кухню России: татарскую, кухню севера, юга, Поволжья, Урала. Мастер-классы проводили по русским водкам и дистиллятам, даже по российскому вину. Это было откровением для жителей Мадрида, знающих толк в хорошей кухне. Люди покупали места за столиками в ресторане испанского пятизвездочного отеля и голосовали в евро.

Мы такие проекты продолжаем. В ноябре в график добавим Барселону, ведь в Испании мы уже желанные гости. А в планах следующего года — еще четыре страны. Проект развивается, мы будем помогать нашим регионам продемонстрировать свой потенциал для привлечения зарубежных туристов. Поэтому я с большим оптимизмом смотрю в будущее.

Автор Дмитрий Нерсесов
Дмитрий Нерсесов — журналист, востоковед, бывший обозреватель Правды.Ру *
Редактор Юрий Кондратьев
*