В последнее время активно растет туристический поток из Китая в Россию. Кто оказывается в итоге в выигрыше от этого, Pravda.Ru рассказал китаист, руководитель Школы востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов.
— Китай предложил России активнее развивать так называемый "красный туризм". Это когда китайцы едут смотреть Мавзолей Ленина?
— Имя Ленина — мифологема для китайцев, оно очень значимо и по сей день. В прошлом году в российской туриндустрии произошел настоящий прорыв: первые большие группы китайцев отправились в Ульяновск, в ленинский мемориальный комплекс. А сейчас прорабатывается возможность поездок и в Разлив.
— А в Шушинское, например?
— Тут встает вопрос транспортной доступности. Разлив относительно недалеко от Петербурга. А Шушинское — в 500 километрах от Красноярска, до него надо добираться на автобусе. От Абакана будет поближе — 300 километров, но все равно далеко. Хотя Шушинское само по себе как туристический маршрут очень привлекательно: там все поддерживают в полном порядке, по дороге можно останавливаться в настоящих русских избах, пережить русских холод, сходить в русскую баню и т. д.
Но в "китайском" туризме в Россию есть особенность, на которую я хотел бы обратить внимание. В прошлом году, как известно, в Россию въехало свыше полумиллиона туристов из Китая — больше, чем из любой другой страны. Это очень хорошо. В этом году, как говорят сами китайцы и российские специалисты, можно нарастить турпоток чуть ли не до миллиона человек.
Но в мировой туристической практике уже сформировалось понятие China friendly. Китайские туристы привыкли к особым тонкостям, которые мы зачастую не принимаем в расчет. Например, они хотят, чтобы в гостиницах и гостевых домах было телевидение на китайском языке. Чтобы к их услугам были китайские ресторанчики, на худой конец, китайская кухня в пределах досягаемости. Чтобы гид говорил на нормальном, понятном китайском языке. Чтобы брошюрки, которые раздаются, фильмы и видеофильмы, которые продаются, аудиогиды были на китайском, а не на английском языке.
А что мы видим в действительности? Самый простой анализ российского туристического рынка показывает, что группы китайцев, которые привозят и в Москву, и в Петербург, — это стопроцентно китайский бизнес, почти без участия бизнеса российского. Китайцы сами набирают у себя тургруппы, своими самолетами и поездами привозят их в Россию. Здесь их встречает тоже китайская компания, расселяет в китайских гостиницах. Нередко это просто квартиры, выкупленные теми же китайцами. Их кормят в своих ресторанах, на экскурсии водят китайские гиды-переводчики, ездят по стране они на автобусах, принадлежащих тоже китайским компаниям. И все деньги опять же канализируются в Китай.
— Но хотя бы налоги они платят здесь?
— Конечно, все налоги они платят здесь. Но я не вижу большой выгоды, когда основные деньги китайцы платят китайцам же. Попробуйте вы в Китае открыть российскую туристическую компанию — вам просто не позволят это сделать! В этом отношении там действуют жесточайшие ограничения.
Так что надо понимать: если Китай действительно интересуется "красными" местами, надо вводить лицензирование компаний, которые действуют сейчас на российском рынке. Тогда, по крайней мере, основные деньги будут оставаться в российском бюджете. Сейчас же, чем больше мы наращиваем китайский туризм, тем больше становятся доходы китайских компаний.
Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня