Выжившие на "Булгарии" штурмуют суд

В Республике Татарстан начался судебный процесс по делу о гибели теплохода "Булгария". Здание суда не вмещает всех фигурантов процесса, среди которых свидетели, потерпевшие и родственники погибших — всего более тысячи человек. В первый же день по ходатайству обвиняемых заседание было перенесено на 27 мая. Уголовный процесс обещает быть долгим.

Следственный комитет довел дело о крушении дизель-электрохода "Булгария" до суда. Следователи говорят, что расследовать происшествие было невероятно трудно.

"Проведен огромный объем работы — одних только допросов было проведено более тысячи", — говорят в Следственном комитете. "Помимо этого следователи провели около трех десятков обысков и выемок, а также более двухсот экспертиз. Наиболее сложной из которых стала комплексная судоводительская и инженерно-техническая судебная экспертиза, проводившаяся с августа 2011 по март 2012 года. Именно она определила круг подозреваемых. В результате этой скрупулезной работы следователи установили причинно-следственную связь между противоправными действиями обвиняемых и смертями более сотни людей".

На скамье подсудимых — помощник капитана судна Рамиль Хаметов, субарендатор "Булгарии" Светлана Инякина, эксперт Российского речного регистра Яков Ивашов и два сотрудника Ространснадзора Владислав Семенов и Ирек Тимергазеев.

Читайте также: Следствие признало: "Булгария" была корытом

Первоначально дело должно было рассматриваться в Камско-Устьинском суде Татарстана, именно в этом районе произошла трагедия. Но по просьбе родственников погибших и потерпевших была изменена территориальная подсудность: большинство фигурантов со стороны потерпевших живут в Казани и им было бы неудобно выезжать на суд в отдаленный район.

Суд будет рассматривать главный довод следствия о причине затопления "Булгарии": следователи полагают, что теплоход вообще не имел право выходить в рейс, тем более, с таким количеством пассажиров на борту. Проведенные экспертизы подтвердили, что судно было изношено, а экипаж нарушил правила судоходства. Затонувший теплоход был выпущен в 1955 году. Несмотря на солидный возраст, судно не считали ветхим и выпускали в плавание.

"Наверняка число спасенных человеческих жизней на "Булгарии" могло быть большим, если бы не поступок капитанов сухогруза "Арбат" и буксира "Дунайский 66", которые прошли мимо терпящих бедствие людей, так и не оказав им помощи", — отмечают в СКР. "Со слов выживших, это сломило их волю, у многих создалось ощущение, что они никому не нужны. В настоящее время оба капитана уже понесли заслуженное наказание. Следствием не просто установлены причины трагедии, но и предприняты меры по недопущению подобного впредь. Нельзя допускать, чтобы стремление к обогащению безответственных коммерсантов и продажных чиновников за счет здоровья, и тем более жизни граждан, оставалось безнаказанным".

Объем уголовного дела составляет 100 томов, в числе потерпевших проходит 200 человек, а вместе со свидетелями фигурантов насчитывается около тысячи. Во время предварительного следствия большинство обвиняемых своей вины не признавало.

После крушения "Булгарии" по всей стране начались проверки речных судов. Оказалось, что огромное количество прогулочных теплоходов имеют серьезные технические недостатки, морально и физически устарели. Комиссии, которые осматривали суда по всей стране раз за разом устанавливали: многие из тех теплоходов, которые перевозят туристов по рекам России давно должны были оказаться на свалке. Однако желание некоторых предпринимателей сэкономить, заставляло их делать лишь косметический ремонт закрывая глаза на серьезные технические проблемы. Эксперты говорят, что трагедия "Булгарии" могла произойти где угодно: "парк" кораблей, которые выпущены в середине прошлого века — не новость для любого региона.

Судебные слушания по делу затонувшего теплохода обещают быть долгими. Суд должен будет проделать такую же гигантскую работу, как и следователи, чтобы вынести взвешенное и мотивированное решение. Однако уже сейчас многие говорят о том, что приговор для обвиняемых вряд ли будет снисходительным, а сроки заключения формальными. Родственники погибших будут приезжать на все заседания в ожидании сурового вердикта суда. Уже сейчас правоохранительные органы и приставы опасаются, что люди устроят самосуд прямо в зале заседаний, поэтому подсудимых, которых первоначально предполагалось разместить за перегородкой, посадили в клетки.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Антон Фролов
Антон Фролов— журналист, корреспондент, видеоведущий Правды.Ру
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить