"Точка зрения" замдиректора Института стран Азии и Африки при МГУ А. Карнеев

Китайцы похожи на нас, но не терпят оппозицию

Не надо видеть в Китае нечто непостижимое, полагает заместитель директора Института стран Азии и Африки при МГУ Андрей Карнеев. Наша задача — достаточно хорошо знать нашего великого соседа, ведь китайцы мыслят, так же как и мы, и живут в нашей цивилизации. Это подтверждается и делом Бо Силая, которое раскололо страну на два лагеря.

Самый частый вопрос, задаваемый Андрею Карнееву — это когда китайцы нападут на Россию. "Китай — это поднимающаяся держава", — ответил известный российский специалист по Поднебесной в эфире "Правды.Ру" в передаче "Точка зрения".

Смотрите видео:

"Это — многогранный кристалл, в котором есть традиции, культура и мощь, и, естественно, что это вызывает в мире некоторое напряжение, сомнения. Но для России Китай не представляет угрозы, угроза для России — в ней самой, — считает Карнеев. — Природа не терпит пустоты, и если мы не будем заниматься своими территориями сами, то найдутся страны и силы, которые будут на это претендовать. Если бы не было Китая, то "риски" сосуществования, (как их охарактеризовал Президент Путина) все равно были бы: от Индии, Пакистана, Афганистана. С любой точки зрения, в том числе демографической. Никакой прямой опасности от Китая нет, если Россия будет укреплять свою экономику, вести правильную демографическую и региональную политику. Кроме того, из соседства можно извлечь немалую пользу, если привлекать в РФ крупный китайский бизнес".

Далее эксперт рассказал о Третьем пленуме восемнадцатого созыва ЦК КПК, на который возлагались большие надежды. Китай в последние 5-6 лет демонстрирует беспрецедентную открытость в своей политической жизни, полагает Карнеев. Появился плюрализм, стали высказываться разные точки зрения. По мнению Карнеева — это еще не демократия, но уже ее прототип. О ней говорят представители китайского среднего класса, которые, собственно, и являются зачинателями этого плюрализма, пока в деловой сфере. Но именно они общаются в интернете, ездят по всему миру "и привозят оттуда свободный дух".

Читайте также: Китай готовится к исламскому террору

Пленум был интересен тем, что после 18 съезда КПК, на котором к власти пришли новые руководители, должен был раскрыть перспективы развития китайской внутренней политики на ближайшие 10 лет. По значимости его сравнивали с аналогичным пленумом 1978 года, когда пришедший к власти Дэн Сяопин запустил первый этап экономических реформ. Эти реформы привели к процветанию Китая, они изменили не только Китай, но и мир. Так называемый "Доклад 383" по итогам Пленума предусматривал очень серьезные шаги по либерализации китайской экономики. Речь шла о сокращении доли государственного сектора, о том, чтобы дать крестьянам права собственности на землю, о приватизации финансового сектора, допуске частного сектора в телекомуникации, решении проблемы с социальным обеспечением. "Реформы могли бы стать новым этапом китайских реформ", — сказал эксперт.

Но этого не произошло. Вместо революции, как уже не раз бывало в истории Китая, получился пшик. Пленум, проходивший в обстановке секретности, завершился опубликованием расплывчатого коммюнике, общий смысл которого можно сформулировать примерно следующим образом: мы сделаем Китай к 2020 году самым лучшим и передовым, но как мы это сделаем, мы вам не расскажем. Вероятно, это связано с разразившимся в 2012 году скандалом с первым секретарем парткома города Чун-Цина, членом Политбюро ЦККПК Бо Силаем.

Читайте также: Китайцам в России пока делать нечего

Карнеев вкратце напомнил историю скандала. "В феврале 2012 в американское консульство внезапно бежит вице мэр города Чун-Цин, города с населением 32 миллиона человек. И стал раскручиваться скандал, куда оказались вовлечены руководитель парторганизации Бо Силай и его супруга, которая якобы имела любовную и коммерческую связи с отставным разведчиком — англичанином. В результате конфликта она отравила его в номере, после чего попросила главного полицейского города скрыть следы преступления. Но полицейский пришел к Бо Силаю с разоблачениями, а Бо Силай нанес ему пощечину, которую услышали во всем мире".

Бо Силай сложная фигура в китайской политике. Будучи символом "левого движения", он не захотел стать его лидером. Это движение, так называемых, "левых", выступает против стремительного проведения китайских реформ, против расслоения общества на бедных и богатых, против социального неравенства по территориям — между побережьем и центральными районами. Когда Бо Силай был первым секретарем в Чун-Цине, он сделал из него процветающий город, его опыт обсуждали, и многие надеялись, что войдя в высшую власть, он внедрит этот опыт на другие территории. Собственно нынешние руководители Китая боялись и его критики. Критиковали его за неомаоисткие взгляды, то есть возврат к традициям культурной революции. "Хотя на самом деле он не сторонник Мао. Он социал-демократ с сильным вождистским уклоном", — сказал Карнеев и пояснил, что он не исключает, что весь скандал был инспирирован с целью свержения политического противника.

Но, "когда Бо Силай достиг момента перед вхождением в ареопаг семи людей, которые правят страной, когда он стал известным, он стал дистанцироваться от того круга с которым его отождествляли", — сказал эксперт. До этого все думали, что речь идет об образовании идеологических групп в Китае, но этим отказом Бо Силай разочаровал мир.

Но ведь Мао Цзедун расправился в свое время с Дэном, который затем вернулся в большую политику и провел свои реформы. И сегодня многие проводят аналогию с Бо Силаем. Возможно, что и он выйдет из тюрьмы через какое то время вернется и проведет реформы? Карнеев ответил, что такая аналогия неправомерна. Мао сам вернул Дэн Сяопина во власть, а Бо Силая никто возвращать не будет в ближайшие 10 лет. Если только не будет стремительной демократизации или политического кризиса. "Даже крушение самолета Народной армии Китая не поможет". — сказал Карнеев.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

 

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить