Как следует вести интеграцию с Белоруссией в существующей ситуации? Свои предположения "Правде.Ру" высказал эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.
Читайте начало интервью: Встреча Лукашенко с Путиным: какие вопросы будут обсуждаться?
— Одна из читательниц пишет нам по поводу Белоруссии: "На Украине Россия тихонько отдыхала в стороне, и во что это вылилось?". Я вот тоже думаю, что действовать надо активно. Того же Лукашенко принуждать к интеграции. Если 70% населения поддерживает — надо работать на эти 70%.
— На Украине 75% поддержали Зеленского, но они были не едины внутри. Они слабо представлены в элитах и не могут в достаточной степени самоорганизоваться. То же и с Лукашенко. Среди элит соотношение отнюдь не 70 на 30 — это в сельской местности оно может быть и 80, и 90 процентов. А вот среди городских либерально настроенных людей все совсем не так.
Ставить ультиматумы Россия не готова, и сейчас не время. Пауза обозначает подготовку ситуации, а не бездействие. Мы должны обеспечить в Белоруссии внутренний порядок, работу основных предприятий, дать им перспективу российского рынка — а потом переходить к решениям по интеграции. Сразу с интеграцией Лукашенко явно не справится. Будет только еще одна волна протестов. Пауза необходима.
— И что мы должны сделать за два года?
— Нарисовать формулу союзного государства.
— Так она уже есть. Из 33 карт согласовано все кроме цен на нефть.
— Этого недостаточно. Союзное государство не предполагает, что экономика Белоруссии может оставаться вещью в себе, не будучи интегрированной в российские холдинги. И этот вопрос требует решений. А цена на нефть будет одинаковой, когда все будет одинаково.
Лукашенко, опять же, эту ситуацию обеспечить не может. Он должен понимать важность формулы ухода. Занять еще какой-то пост в союзном государстве, но не во главе Белоруссии на неопределенное время. В ином случае люди, которые против Лукашенко, будут говорить, что они против союзного государства. Как в первые дни после выборов сначала говорили, что против Лукашенко, а потом присоединялись к цветной революции как бы.
Нынешняя формула союзного государства недостаточна для России и не актуальна в Белоруссии. Лукашенко, выступая на одном из заводов, сказал: "Мы сдержали 20% дополнительных рабочих мест, чтобы не допустить безработицу в стране". Никто не может позволить себе такие вещи просто потому, что на них нет денег.
— За сколько можно сформулировать новую?
— Если ситуация будет успокаиваться — примерно за полгода.
— А на кого ставить? Искать этого человека в оппозиции или выращивать какого-то своего?
— Я думаю, в России свои фавориты есть, главное не ошибиться. Ошибки будут, может, не смертельными, но очень тяжелыми. Вопрос в том, что человек, никогда не бывший в сущности политиком, не факт, что сумеет обеспечить все изменения. А в белорусской власти по сути есть только люди — личные креатуры Лукашенко.
— Я, например, вижу Алексея Дзерманта.
— Но он не политик, а…
— Да, он организует евразийское пространство, что-то предлагает. Но как бы это не стало вмешательством во внутренние дела Белоруссии.
— Россия уже начала вмешиваться и будет, так как в ситуации когда все вмешиваются, нельзя не вмешаться. Невмешательство означает конец.
— Страны Прибалтики договорились, что не будут закупать атомную энергию Белоруссии и вообще единым фронтом ввели санкции. Что это означает для страны?
— Фактически экономическую блокаду Запада. Эти действия безусловно согласованы и с Европой, и с США.
Мы должны реагировать симметрично: запретить на уровне правительства весь транзит через прибалтийские порты, весь импорт из Прибалтики кроме политического (нужного белорусской экономике), и довести транзит до 2021 года до нуля. Если Запад хочет такой политики, пусть сам кормит Прибалтику.
Потому я и говорю, что белорусская торговля с соседними странами будет сильно сокращена, а мы должны взять ответственность, обеспечить конкуренцию, чтобы белорусские предприятия не закрывались.
Иначе белорусы просто начнут уезжать. В Польше будет центр белорусской оппозиции, который будет делать провокации или протесты. В принципе, нас интересует белорусская оппозиция, но по ключевым вопросам она должна быть вписана в отношения России и Белоруссии.
— Итак, будущее Белоруссии пока в тумане. Россия за полгода должна подготовить новый союзный проект, который устроит обе стороны и будет одобрен хоть какой-то оппозицией.
— Проект должен состоять из трех частей.
Беседовала Любовь Степушова
К публикации подготовил Михаил Закурдаев
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.