Осло обиделось за рыбье брутто-нетто

По данным телеканала "Россия 24", "Атлантик леди" шло на разгрузку в Архангельск. Бдительный норвежский корабль береговой охраны "Баренцхав" уже отконвоировал траулер в порт Лонгйир на архипелаге Шпицберген. Начат "разбор полетов", то есть плавания. Информагентства предполагают, что разбирательство займет около двух дней. Норвежские власти посчитали, что в документах указан меньший объем морепродуктов, перевозимых судном, чем на самом деле.

Таким образом, мы официально узнаем, виновны ли российские моряки в нарушении норвежских рыбных законов, не ранее чем завтра к вечеру. Но что-то подсказывает, что норвежцы так просто от нас не отстанут. Достаточно проанализировать подобные происшествия за последние годы.

Нарушение, ежели оно было, по норвежским законам достаточно серьезное: потомки викингов считают "свою", то есть выловленную в их территориальных водах, рыбку, чуть ли по головам. Превышение квот добычи "норвежских" морепродуктов может привести нарушителей даже к реальным срокам. Конечно, норвежские тюрьмы — это не наши колонии, но все равно неприятно…

Информагентства приводят слова помощника норвежского губернатора Шпицбергена Ларса Фаусе (на архипелаге есть еще и российская муниципальная власть, но пока она помалкивает). Итак, норвежский чиновник считает, отражая мнение норвежских властей, что количество морепродуктов, транспортируемых "Арктик леди", регистрировалась не до, а после разделки. Другими словами, норвежцы требуют отчетности по брутто, а экипаж отчитался только за нетто. Таким образом, по мнению норвежцев, на бумаге количество улова занижено на несколько тонн.

Судя по всему, на траулере произвели так называемую предварительную разделку рыбы. Попросту обезглавили отловленную норвежскую рыбу и ее же выпотрошили. Ну что ж, подождем официальных выводов норвежского следствия — может, так оно и было. В этом случае норвежцы могут очень сильно обидеться за рыбьи головы. Разница между рыбьим брутто и нетто может равняться многотысячному (естественно, в евро) штрафу для владельца судна (если не будет доказан, так сказать, "злой умысел") или реальными норвежскими нарами для капитана, если такой умысел доказан будет.

"Правда.Ру" попросила прокомментировать ситуацию Виталия Буторина, известного архангельского капитана, который еще несколько лет назад ходил на промысел в Северное и Норвежское моря. Несколько лет он, в возрасте 56 лет, после инцидента с норвежскими же властями оставил работу и сейчас живет на пенсию. По его мнению, сейчас на Шпицбергене в связи с задержанным российском судном норвежцы ликуют. Наконец-то им удалось поймать иностранное судно на месте "преступления", теперь-то они смогут отыграться на нарушителе по полной…

Фото: AP

Инциденты межу российскими рыбаками и норвежской береговой охраной достаточно часты. В последние два-три года их число, правда, несколько уменьшилось, но тут причина не столько в законопослушности наших рыбаков, сколько в еще не ушедшем мировом кризисе — какое-то время, особенно в прошлом году, посылать траулеры в море было не так выгодно, как раньше. Сейчас ситуация выравнивается.

Пожалуй, самый известный и самый драматический "конфликтный" эпизод между норвежцами и россиянами — дерзкое бегство от береговой охраны траулера "Электрон" с преимущественно российским экипажем. Тогда, несколько лет назад, после задержания за незаконный вылов в морской охраняемой зоне Норвегии судно было направлено в Тромсе, но затем резко изменило курс. Несмотря на преследовавшие его норвежские суда и корабли, "Электрон" сумел достичь российской экономической зоны. Россия своих, конечно же, не сдала. Инцидент с "Электроном" тогда спровоцировал обмен довольно резкими заявлениями между Москвой и Осло, но… как говорится, не пойман — не вор! В случае с "Арктик леди" решать "вор или не вор" будут уже норвежцы.

Впрочем, хотя "электроновский" эпизод, конечно, самый "знаменитый", менее громких "рыбных" конфликтов между российскими моряками и потомками викингов и без того много. Так, в 2008 году Норвегия оштрафовала траулер "Коралнес", задержанный в порту города Буде, за ведение рыбного промысла в норвежской экономической зоне без уведомления местных властей.

В ноябре 2005 года траулер "Капитан Горбачев" и рефрижератор "Дмитрий Покрамович" были арестованы в районе острова Медвежий во время перегрузки рыбы: норвежцы также обвинили российских моряков в том, что те не уведомили береговую охрану о промысле около Шпицбергена.

В конце мая норвежская береговая охрана задержала российский траулер "Изумруд", который сбросил "лишнюю" рыбу в охранной зоне у берегов Шпицбергена, чтобы не "влететь" с нарушением закона. Факт сброса рыбы тогда был записан с вертолета береговой охраны на камеру. Корабль береговой охраны Норвегии "Сенья" отконвоировал "Изумруд" в Тромсе. Кстати, этот российский траулер уже задерживался норвежской береговой охраной шесть лет назад точно за то же самое, за что накануне был задержан траулер "Арктик леди". Тогда капитану пришлось выплатить различных штрафов на 115 тысяч долларов за сокрытие истинных данных об объеме улова, то есть как раз за "брутто-неттовые" разногласия…

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить