Интервью с наркологом Олегом Зыковым

Эксперт: Остается себя самих только запретить

Курительные смеси, известные также под названием "спайс", официально приравнены к наркотикам и внесены в список запрещенных веществ. За их продажу отныне предусматривается уголовное наказание. Свою точку зрения относительно такой меры специально для "Правды.Ру" высказал врач-нарколог, президент фонда "Нет алкоголизму и наркомании" Олег Зыков.

Курительные смеси — это собирательное понятие, надо посмотреть, что написано в постановлении. Но если там именно такая формулировка, тогда непонятно, что запретили. Под этим собирательным названием можно подразумевать разные химические вещества. Любой расширительный взгляд на запрет оборота химических веществ иногда приводит к трагических результатам. Мы знаем по делу химиков, когда пытались запретить растворитель Толуол, в результате пострадала химическая промышленность РФ. Потребовались большие усилия, чтобы изменить отношение к растворителям. Причем, доходило до смешного — самым лучшим растворителем в химии является вода и аргумент: давайте воду запретим и посадим весь Мосводоканал за оборот наркотиков, — этот аргумент был услышан.

Спайс — это жаргонное название курительных смесей, к ним можно отнести все что хотите. Восточные конструкции это тоже курительные смеси. Поэтому пока непонятно, о каких запретах идет речь.

Вообще я с огромным напряжением наблюдаю за деятельностью ФСКН по запрещению химической природы вокруг нас. Само это направление бессмысленное. Сегодня уже во многих лабораториях мира, в том числе подпольных, открыто примерно полторы тысячи психоактивных химических веществ, которые пока на рынке отсутствуют. И что бы то или иное государство ни запретило, это не решение проблемы.

Читайте также: Запреты не успевают за подпольными химиками

Сегодня мы, наконец, поняли, что единственное правильное направление — формирование политики снижения спроса на психоактивные вещества. Все психоактивные вещества — это сообщающиеся сосуды, очень часто мы наблюдаем, как человек начинает с одного вещества и переходит на другое. Причем мы с вами живем в стране легального наркотика, который называется алкоголь. От него люди в России погибают сотнями тысяч. Тем не менее, это легальный наркотик, мы пытаемся снизить спрос на него, понимая, что прямой запрет не приведет к позитивному результату.

В равной степени это относится и к остальной химической природе, и когда ФСКН пытается запретить закись азота, затем история с содержащими определенные наркотики кактусами или с какими-то грибами… это бессмыслица, тупик полный. То они ветеринаров сажают, потом анестезиологов.

Мы до сих пор не пережили кризис с семенами мака, дело дошло до маразма. Уже сам Иванов (Иванов Виктор Петрович — Директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков — ред.) говорит: что такое, мы закупаем пищевой мак вместо того, чтобы выращивать здесь. Так случилось, потому что нелепая агрессия против данного вещества привела к запрету производства мака. При этом сам он рассуждает о том, как замечательно у нас развивалась пеньковая промышленность и безнаркотическая конопля… Все это бред, шизофрения.

И история с курительными смесями — это часть этой шизофрении с моей точки зрения. Глубоко убежден: или мы как взрослые люди серьезно начнем формировать политику снижения спроса на психоактивные вещества, а ключевой проблемой является снижение, прежде всего агрессии, которая есть в нашем обществе, насилия, вот ключевое слово. Как снизить насилие в обществе? Есть страны, которые продемонстрировали модель снижения насилия в обществе, потому что там ключевая технология — это снижению тюремного населения. А ФСКН снова предлагает посадить сколько-то там сот тысяч людей за употребление наркотиков. Сейчас они запретят курительные смеси, они усиленно пытаются ввести понятие потребитель, не наркоман, не больной человек, а потребитель — это полстраны, и пытаются ввести уголовную ответственность за потребление. То есть полстраны посадить? Куда мы придем? Чем больше выходит из тюрьмы людей с криминальным мышлением, тем больше насилия в обществе. А насилие в любом обществе определяет уровень наркотизации. Вместо того чтобы разделить понятие насилие на кусочки (бытовое, социальное и т. д.) и понять как снизить его уровень мы идем по пути нелепого истерического запрещения химической природы вокруг нас, забывая о том, что человек сам явление вполне химическое. Остается только самих себя запретить, что и происходит, наверное.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Перепеченков
Андрей Перепеченков— журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить