Как пассажиру понять, когда с самолетом что-то не так

Схватывайте на лету: что замечают пилоты, но не знают пассажиры

Пилоты не всегда летают за штурвалом - по личным делам они отправляются как обычные пассажиры. Но даже из салона им удается понять, что происходит с самолетом. Газета Daily Mail выдает уловки, помогающие летчикам разбираться в ситуации и чуять неладное.

Путешествие по воздуху всегда является суровым испытанием для нервных пассажиров, отчасти потому, что самолет для них - это одна большая загадочная система звуковых сигналов и движений, свидетелями которых они оказываются, не всегда понимая их значение. Совсем другое дело - профессиональные летчики и бортовая обслуга. Летая самолетами в качестве пассажиров, они более точно ориентируются в том, что происходит внутри воздушного судна.

Некоторые из них любезно поделились с нами теми нюансами, которые в полете незаметны глазу рядового клиента авиалиний - начиная с объявлений для пассажиров и заканчивая скрытыми признаками того, что впереди воздушная яма или слишком скорая посадка.

Один капитан воздушного флота рассказал, что всегда обращает внимание, когда старшего бортпроводника вызывают в кабину пилотов. "Находясь в воздухе, - говорит он, - всегда имеет смысл прислушаться к объявлению типа "Просим бортпроводника срочно пройти в носовое отделение". Это почти стопроцентный признак того, что возникла какая-то проблема (все же остается вероятность, что штурману страстно захотелось чашечку кофе).

"Ну и конечно, я обычно присматриваюсь, не протекает ли где какая жидкость, не отслоилась ли панель и все такое", - признался пилот.

На одном из профессиональных интернет-форумов летчики и обслуживающий персонал авиалайнеров делятся тем, на что они обращают внимание, будучи не при исполнении служебных обязанностей.

Например, отставной пилот Том Ферриер всегда прислушивается к необычным звукам, принюхивается, нет ли посторонних запахов, и следит за тем, под каким углом находится солнце.

"Звуки всегда говорят о многом, - поясняет он, - но пассажирский отсек часто слишком хорошо изолирован, чтобы в него проникали какие-либо тревожные сигналы. А вот запахи носятся в воздухе достаточно свободно, и некоторые из них (такие как горючее, гидравлическая жидкость, перегретый воздух) весьма ощутимы.

Неожиданное смещение солнца в иллюминаторе, как правило, говорит о резком изменении направления.

Настойчивые и многократные вызовы обслуживающего персонала по селектору также не стоит игнорировать".

Отставной пилот американской авиакомпании Джон Чешир всегда держит на примете ближайший аварийный выход, пересчитывая число сидений между ним и спасительной дверью.

"Чтобы сосчитать количество посадочных мест между мною и спасательным люком, мне достаточно беглого взгляда", - утверждает Чешир, поясняя: "Я делаю это, чтобы при первой необходимости, в кромешной тьме, при задымлении, под водой или даже вверх тормашками я заранее мог бы сориентироваться, где мне следует искать спасение. И я могу даже вслепую, на ощупь определить необходимое число рядов, потому что я сосчитал их заранее. Это довольно легко, если этим занимаешься регулярно".

Его коллега Майкл Кон прислушивается к шуму моторов на взлете. "Будучи пилотом малогабаритных машин, - поясняет он, - я не очень хорошо разбираюсь в тонкостях управления большими авиалайнерами. Но все-таки очень внимательно слежу за тем, как работают моторы на взлете. Неполадки в двигателе - очень нехорошая штука в этот момент. В салоне меняется давление, и я могу судить по нему о колебаниях высоты полета и плотности воздуха".

Бывший член экипажа Брент Битчем описывает основной симптом воздушного завихрения, ожидаемого при посадке:

"Экипаж одной из крупнейших американских авиакомпаний, которую я не стану называть, готовился к посадке заранее, до получения особых указаний от капитана. Так, например, опытная команда, летая в летнюю пору на Лас-Вегас, могла предугадать, что рейс предстоит беспокойный - по тому, как вздымается с земли горячий воздух при нашем приближении.

Пилот может игнорировать или принимать во внимание такие признаки, идя на снижение, когда "болтанка" в самом разгаре. Опять же, опытный экипаж будет знать, как ему управиться с этой процедурой, приблизительно минут за двадцать до того, как самолет начнет нырять в воздушные ямы. Поэтому если я, летая в качестве пассажира, слышу слишком раннее объявление о посадке, то уже знаю, чего мне ожидать".

Бывший гражданский летчик Хаши Ко любит угадывать момент, когда самолет, идя на снижение, минует отметку 10 тысяч футов. Тогда в салоне раздается "дзынь" и загорается знак "Пристегните ремни". Хаши Ко старается по ряду признаков отслеживать изменение высоты.

"Многие пассажиры, - пишет он, - совсем не замечают, что воздушное судно приближается к зоне подлета или готово пересечь отметку в 10 тысяч футов. Когда я чувствую приближение этого момента, я внутренним взором отчетливо вижу, как летчики в кабине просматривают последние сводки, и, как правило, почти синхронно поворачиваюсь к моему попутчику, чтобы почти одновременно с сигналом в салоне произнести: "Дзынь!" Обычно - больше чем в половине случаев - я ошибаюсь максимум на 4-5 секунд, и это производит странное впечатление на других пассажиров. Хотя это, конечно же, не более чем пустяковый фокус, который я приноровился исполнять".

Автор Ольга Лазарева
Ольга Лазарева — выпускающий редактор Правды.Ру *