Пассажиры самолетов должны знать об этом!

Пилот авиакомпании British Airways Марк Ванхонакер (Mark Vanhoenacker) в своей книге Skyfaring: A Journey with a Pilot («Воздухоплавание: путешествие с пилотом») делится своими впечатлениями от учебной тренировки летчиков, которые могут поразить не только начинающих профессионалов, но и любого, кто любит летать самолетами. 

 

В какую сторону нужно повернуть самолет, чтобы он полетел направо? Внимание, а теперь правильный ответ: налево. Достаточно вспомнить школьные задачки для вычисления угла, под которым надо пересечь речку с быстрым течением. В небе эту роль выполняет ветер. Во время посадки самолета, пилот учитывает не только скорость, но и направление ветра, которые могут измениться в ходе выполнения маневра. При сильном боковом ветре, взлетно-посадочная полоса может оказаться заметно левее или правее носа самолета.

Одна из самых больших неожиданностей для новичков летного дела: чтобы посадить самолет, нужно сначала поднять его вверх. Представим себе человека на водных лыжах. Лыжи чуть задраны наверх, чтобы было легко скользить по водной глади. Крылья самолета выполняют аналогичную функцию. Пилоты «Боинга 747» слегка задирают нос своей машины даже при снижении и посадке.

Система освещения на взлетно-посадочных полосах (ВПП) и вокруг них устроена довольно сложно. Огни имеют множество определенных сочетаний и могут начинаться за сотни метров до ВПП. Система PAPI (Precision Approach Path Indicators - визуальная глиссада указателя траектории точного захода на посадку) состоит из четырех красных и белых прожекторов, которые показывают положение самолета относительно траектории захода на посадку. Если горят три белых огня и один красный: самолет находится выше этой траектории. Три красных и один белый: самолет несколько ниже, чем нужно. Если горит по два красных и белых прожектора - траектория идеальна. На профессиональном арго «два красных, два белых» означает, что всё идёт тип-топ или окей.

Больше всего хлопот летчикам, стюардессам и пассажирам доставляет пресловутый джетлаг - стресс, которому подвергается организм из-за разницы во времени при дальних авиаперелетах. Важно учитывать, в каком направлении вы летите. Например, если собираетесь лететь на Восток, постарайтесь за несколько дней до рейса вставать пораньше и делать более ярким домашнее освещение. В день путешествия и во время полета постарайтесь уменьшить свое пребывание на свету (с помощью солнечных очков). Когда доберетесь до места, спите первые несколько дней с не занавешенными окнами, впуская как можно больше солнечного света. Большинству легче приспособиться к смене часовых поясов при перелете на Запад, чем на Восток. Если летите на Запад, накануне ложитесь спать попозже и вечером поярче включите освещение.

Воздух между крыльями машины и землей во время спуска становится все более сжатым. В результате создается «экранный эффект» - ощущение, будто самолет уже приземлился. Его часто сравнивают с спуском на мягкую воздушную подушку, и пилоты должны немного опустить нос самолета, чтобы поддерживать скорость спуска. Экранный эффект нельзя почувствовать в пассажирском салоне. Когда вам придется сидеть у иллюминатора, взгляните на землю секунд за 15 или 20 до приземления. Вам будет казаться, что самолет уже сел.

 

При заходе на посадку самолет пролетает так называемую «высоту принятия решения», где должна быть видна ВПП или её огни. Если полосы не видно, нужно зайти на повторный круг. При полете на Boeing 747, компьютер громко и четко произносит: Decide! - «Решайте!» Это настолько крепко вбивается в память, что любой пилот может точно воспроизвести эту интонацию.