Битва музеев: Рерихи проигрывают

Культурное наследие семьи Рерихов оказалось между двух огней. Уже четверть века идет тяжба между минкультом России и Международным центром Рерихов. Яблоко раздора — коллекция картин Николая и Святослава Рерихов. В этом конфликте специально для Pravda. Ru разбирался журналист Владимир Губарев. Журналист был лично знаком со Святославом Рерихом.

На пресс-конференции журналистов не было — я оставался в одиночестве. К счастью, работала телекамера, а потому эмоциональные выступления работников Международного центра Рерихов не канут в Лету, а останутся на пленке. При желании их можно найти в интернете, но у кого будет такое желание — ведь история "противостояния Музеев" (именно так я оцениваю происходящее) длится уже более четверти века?!

Да, мы уже привыкли к тому, что всевозможные олигархи, разные денежные пирамиды, банки, бандитские группировки и прочие "организации", возникшие в "эпоху построения развитого капитализма в России", выясняют между собой отношения, подчас даже с помощью оружия, но чтобы подобными вещами занимались музеи?! Нет, не укладывается все это в нормальной голове, которая считает, что просветительство (а это главное предназначение подлинных музеев) нуждается в подобном.

Однако, к сожалению, на мой вопрос о том, что неужели работники музеев не могут между собой договориться, последовал весьма жесткий отпор с обвинениями в адрес своих противников, которые, казалось бы, давно уже должны быть друзьями — ведь речь идет о наследстве Рерихов, наследстве, которое, к счастью, подарено нашему народу.

Впервые со Святославом Рерихом мы встретились в Бангалоре почти полвека назад. Тогда он подарил мне свою книгу с трогательной надписью: "В память нашей встрече в Бангалоре и надежды на новые встречи в Москве". Так и случилось. Мы несколько раз виделись и в Индии, куда я приезжал во время подготовки к запуску первых искусственных спутников и полета первого космонавта Индии, и в Москве, где наконец-то удалось организовать выставку его картин в Третьяковской галерее.

Кстати, тот самый самолет, что доставил в Бангалор уникальные космические аппараты — луноход, спутники Земли и межпланетные станции, привез в Москву картины Святослава Рериха. Если бы нам было известно тогда, сколь печальная (даже трагическая судьба!) ожидает их…

Мы подолгу беседовали со Святославом Николаевичем. Тому способствовали доверительные отношения, так как я интересовался философскими взглядами его отца, и даже успел познакомиться с Юрием — еще одним удивительным представителем семьи Рерихов, к сожалению, слишком рано ушедшим из жизни… Два фрагмента наших бесед со Святославом Рерихом я хочу привести, так как, на мой взгляд, они имеют прямое отношение к нынешним событиям.

Я спросил его:

— С какими чувствами вы едете в СССР?

— Я благодарен общественности Советского Союза за интерес к 100-летию Николая Константиновича, — сказал Святослав Николаевич. — Он всегда являлся и является собой личностью в истории. Пользуясь случаем, хочу выразить глубокую благодарность всем, кто почтил память Николая Константиновича — этого великого художника, деятеля и патриота. С начала моей сознательной жизни и до самого его конца мы прожили богатейшую, глубокую и я, сказал бы, счастливую жизнь… Отец сформировал мой характер и дал те устои, которыми я и сейчас живу.

Некоторые считают, что семью Рерихов объединяют те удивительные полотна, которые создавали Николай и Святослав Рерихи — необычные, внеземные, фантастические. На самом деле, как мне кажется, картины Рерихов отражают ту вселенную, что скрыта в человеке и человечестве, ту философию "космизма", которой они были преданы и которую развивали. Кстати, оба — отец и сын — считали, что понять всю глубину "космизма" способны только два народа — индийский и русский.

В усадьбе под Бангалором, прогуливаясь по аллее и вглядываясь в даль, откуда иногда в усадьбу приходили дикие слоны, мы беседовали со Святославом Рерихом о будущем…

— В вашем творчестве, как и отца, ощущается взаимное проникновение Индии и России. У нас действительно много общего? - спросил я.

- Да, это так, — сказал Рерих. — Николай Константинович говорил, что великая будущность за русским народом, что он сможет продвинуться далеко вперед мыслями, своей жизнью, своими отношениями к другим странам, к новым веяньям жизни. Сила и свежесть есть у русского народа, и она не может не оказывать слияния на всех.

Эта сила вырабатывалась в жестоких испытаниях, в тяжелых войнах за свободу, за новую жизнь. Когда жизнь становится легкой, приятной, тогда человек теряет основные контакты со своей землей. А она, как и Антею, дает силы. Русский и индийские народы всегда были близки к своей земле, к своему прошлому, и я верю, что им предстоит идти путями великих достижений, открытий, мыслей.

Думаю, теперь становится понятным, почему Святослав Рерих хотел, чтобы именно в России появился Центр, где аккумулировались бы труды, рукописи и картины семьи Рерихов, Центр, где велась бы научная и просветительская работа, связанная с их великим наследием. Причем Святослав Николаевич считал (и справедливо!), что такой Центр должен быть общественным и лишь в малой степени зависеть от чиновников.

Осуществить свою мечту ему удалось! Сначала руководитель Советского Союза М. С. Горбачев поддержал Рериха, а затем и первый президент России дал "добро", что неудивительно — для России наследство Рерихов поистине бесценно!

"Хотели, как лучше, а получилось, как всегда!" — знаменитый афоризм известного нашего премьера во времена его правления "работал" безукоризненно. Наследство Рерихов оказалось разделенным: одна часть — во власти чиновников от культуры (коллекция картин), а другая — у Международного центра, которым руководит знаменитая специалист по Индии Людмила Шапошникова, та самая, которая Святослав Рерих полностью доверял, о чем я знаю не понаслышке — он мне об этом говорил.

Тяжба между чиновниками от культуры и Центром идет уже четверть века! Пожалуй, трудно припомнить нечто подобное в нашей жизни музеев. На мой взгляд, вся эта история — отражение "лихих 90-х", когда в стране разворовывалось все, в том числе и культурные ценности. Не исключено, что это коснулось и наследства Рерихов. Впрочем, обвинять я не в праве, но вправе сказать, что пора бы прекратить ту "битву музеев", что идет вокруг наследства Рерихов.

Не буду скрывать, что нахожусь на стороне Центра, так как убежден — именно о нем мечтал Святослав Рерих. Я попросил руководство Центра высказать то, что необходимо Центру для дальнейшей его очень полезной работы. Понятно, что речь зашла о том, чтобы все картины Рерихов оказались в распоряжении Центра. Это завещал сам Святослав Рерих, но даже эта его воля оспаривается — и коллекция картин выставки, которая путешествовала по стране и за рубежом, по-прежнему находится в Музее Востока, то есть в "закромах" министерства культуры, куда она была передана на временное хранение.

Не исключено, что часть картин могла исчезнуть — но это уже забота следователей… Никак не "размежуются" (в реальном смысле этого слова) Пушкинский Музей и Центр Рерихов — речь идет о границах "усадьбы Лопахиных". К сожалению, тоже обычная история, когда федеральная власть и московская не могут выяснить, что именно в центре столицы принадлежит каждой из них…

И, наконец, главное: финансирование. Международный центр Рерихов содержится на "общественные" деньги. До недавнего времени главным спонсором был один известный банк, который уже исчез с отечественного рынка. Центр не входит в число музеев, которые содержит министерство культуры.

Где же теперь искать спонсоров? К сожалению, и в этом случае чиновники остаются в стороне: они предпочитают рекомендовать госкомпаниям оплачивать высокие гонорары футболистам, сомнительным личностям, выпускающим разные журнальчики и телепрограммы, издателям сомнительной литературы и так далее, но не поддерживать тех, кто бережно несет знания и культуру молодежи и будущим поколениям.

Все средства массовой информации горячо обсуждали, почему не выдали зарубежному тренеру миллионную зарплату, но никто не пришел на пресс-конференцию, на которой речь шла о судьбе Центра Рерихов.

Неужели мы так изменились!?

Читайте также:

"Индия семимильными шагами идет в космос"

Николай Рерих: через тернии к звездам

Мистики: Рамакришна, узревший всех богов

Мистики в реалиях: Николай и Елена Рерихи

"Твердыня Тибета" приютила Рериха

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!


Моя "Правда". Владимир Губарев. Часть четвертая
Комментарии
Путин украинцам о Саакашвили: "Как вы это терпите вообще?!"
Взрыв газа в Австрии: украинская труба — всё
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Фото искалеченного взрывом в Донбассе ребенка шокировало Германию
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Названа главная составляющая мужской привлекательности
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Путин — Собчак: вот вы "против всех" — а предлагаете-то что?
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Почему КНДР дает Штатам отпор, а у России "кишка тонка"
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Ученые: к запахам нужно принюхиваться
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Роскомнадзор требует от соцсетей удалить ряд ресурсов
Путин — Собчак: вот вы "против всех" — а предлагаете-то что?

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры