Инициатива депутатов Госдумы о праве вождения автомобиля с 16 лет

Подростки уберут с дорог "ездюков"

 

Прозвучало предложение о том, чтобы разрешить водить машину в России с 16 лет. Соответствующий законопроект подготовил первый зампредседателя комитета по образованию Госдумы Олег Смолин. Инициатива уже вызвала волну критики. Но так ли плоха идея? Во времена СССР подобная практика хорошо себя зарекомендовала. Да и проблемы с уровнем вождения на дорогах требуют срочного решения.

Конечно, это не означает, что в случае принятия документа подростки просто так, совершенно свободного смогут ездить на чем угодно и где угодно. То есть, водить они смогут и легкие грузовики, и легковушки — но только с условием, что рядом будет находиться опытный водитель со стажем минимум 3 года и не ездить по федеральным трассам. И только после пройденного курса обучения в автошколе.

Скептики тут же подвергли новацию критике — дескать, в России и так с процессом обучения в автошколах "перестройка", в связи с большими недостатками — а тут еще несовершеннолетних за руль пустят.

На самом деле, такие доводы абсолютно не обоснованы. Вообще, и зарубежный, и исторический опыт свидетельствует как раз в пользу снижения возраста получения водительских прав.

Скажем, в США, где за интимную близость с девушкой до 21 года можно схлопотать солидный срок по статье о "педофилии", во многих штатах водить разрешено вообще с 14 лет! С ограничением разве что по количеству пассажиров и времени суток (ночью подросткам ездить нельзя) — но не по весу авто, наличию прицепа, трассе следования.

В Германии с 2013 года также принят порядок, который очень похож на тот, что предлагает депутат Смолин — выдача в 16 лет "юношеского удостоверения", возможности езды в сопровождении опытных водителей.

Точно таким же был и советский опыт — когда подростки также могли учиться управлять автомобилем с возраста намного более молодого, чем получение законных водительских прав.

Тогда "юношеского удостоверения" не было и в помине. Но любой опытный водитель мог нарисовать на листках бумаги треугольный знак "У" (ученик), повесить его на переднем и заднем стекле свой машины — и смело пускать за руль своего юного сына или брата. Разумеется, находясь с ним рядом на пассажирском сиденье.

Особенно везло тем ребятам, которые в "межшкольных образовательных комбинатах", где старшеклассников учили рабочим профессиям, овладевали искусством вождения не ненужных подавлящему большинству тракторов, а обычных автомобилей. Незадолго до аттестата зрелости сдавали экзамен в ГАИ. Но законные водительские права получали лишь в 18 лет — когда наступала и полноправная ответственность за нарушения Правил дорожного движения.

Несложно заметить, что в девятый класс десятилетки, с которого и начиналось обучение в вышеупомянутых "комбинатах", большинство детей приходило в возрасте 15 лет. И это ничуть не мешало обучать их искусству вождения автомобиля.

По большому счету, именно такая практика и является самой оправданной. Потому что дети, в отличие от взрослых, даже на подсознательном уровне понимают — учеба их главная обязанность. И учатся с интересом — тем более, почти "запретному плоду", такому, как вождение "автомобилями для взрослых".

А вот взрослые в значительном количестве случаев относятся к обучению в автошколах как к занудной обязаловке. Автор этих строк знает это из собственного опыта — тоже учился в такой. Из "списочного состава" человек в сорок на каждом занятии была хорошо, если четверть. Остальным "заочникам" нужны были только водительские права.

Справедливости ради, можно заметить, что представители последней категории и так чаще всего имели практические навыки, полученные от своих родных и друзей. А кроме того, имели немало забот по семье, дому, мало времени после работы — и проч.

Детям же в этом смысле несравнимо проще. Даже если учеба вождению автомобиля будет проходить в автошколе вне основного школьного графика (а без автошколы даже юношеские права никто не даст) — для них это все равно будет нечто вроде дополнительных занятий в кружке или на курсах, скажем, иностранных языков.

Наконец, важнейшим положительным моментом инициативы депутата Смолина является возможность приобретения юношами и девушками практического опыта вождения автомобилем. В настоящее время даже для взрослых курсантов автошкол и их выпускников положение с таким опытом выглядит весьма плачевно.

До недавнего времени, например, его просто не было — физически. То есть курсанта учили вождению на полигоне — в лучшем случае, на заброшенных трассах, где почти никто не ездит.

Правда, после последних правительственных постановлений, курсант, после сдачи первых экзаменов, получает право (и обязанность) еще неделю поучиться езде под присмотром инструктора в условиях реального вождения в городе или на больших трассах. Но — всего неделю!

А подростки после 16 и до 18 будут иметь возможность такой "стажировки" почти 2 года! Чувствуете разницу?

Небольшой пример из немного другой сферы. Петр Великий при организации своей армии ввел порядок, согласно которому все, даже дворяне, должны были начинать в ней службу рядовыми. Порядок этот успешно обходили — записывая недорослей чуть ли не с пеленок в полк, а когда те взрослели, им по выслуге уже полагалось офицерское звание. Потом появились и военные училища.

Но был молодой дворянин, который не захотел пользоваться "обходными путями", а начал службу рядовым, как и завещал царь Петр. Постигая с самых низов все премудрости военной службы, получая бесценный опыт — первый офицерский чин получив лишь после 30 лет. Подобно, кстати, "птенцам гнезда Петрова" — тоже начинавших простыми солдатами в "потешных" полках. Но именно этот юноша стал Александром Васильевичем Суворовым — непревзойденным полководцем всех времен и народов…

Так что вывод понятен. Если россияне заинтересованы, чтобы по наших дорогам ездило побольше опытных водителей — описанную в статье инициативу надо принимать обоими руками. В противном случае, немало водительского племени, как и сейчас, будут не водителями, а "ездюками", в духе ироничной пословицы "водительские права купил, машину купил, ездить — не купил".

Читайте также:

Член ОНФ предложил возвращать часть налогов за аккуратное вождение

Водительские права можно будет получить в 16 лет

Россиянам придется раскошелиться, чтобы получить водительские права

Депутаты предлагают ввести штрафы за агрессивное вождение

Правительство поддержало ужесточение наказания за вождение в пьяном виде

"Агрессивное вождение" могут прописать в ПДД

В бразильских автошколах ночное вождение стало обязательным

Новые водительские права: что меняется?

Получить водительские права стало сложнее

Водительские права продаются без обязанностей

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить