(Не)Женское дело

Ещё отец уверял меня, девочку: у женщин, говорил он, от природы руки предназначены для пришивания пуговиц. А когда уже я показывала своему пятилетнему сыну, как следует делать уборку квартиры, он заявил, что женщины от природы лучше приспособлены для мытья туалетов и полов. Когда я, еще девчонкой, училась водить машину, говорили: ты что, это занятие не для дамы.

И когда брат обучал меня приёмам самообороны, очень мне пригодившимся в дальнейшей жизни, окружающие причитали: не женское это дело… То есть такое вот "женское дело", а такое — "неженское". Глазами многих мужчин, начиная с детства.

"Неженское дело" — так говорят почему-то чаще всего о занятиях серьёзных, солидных, считающихся "историческими": власть, царствования, войны, политика. "Неженским делом" до сих пор в России, несмотря на практическое опровержение таковых убеждений, молчаливо или вслух считаются занятия наукой, управлением и, конечно, силовыми видами спорта — вообще занятиями, требующими воли и профессионализма. Странно, во-первых, что "неисторическими", не важными, "тыловыми" считаются занятия, без которых "линия фронтов" вообще была бы невозможна, во-вторых — что практика, оказывается, не критерий истины…

Говорят, агрессивность — один из базовых инстинктов человека наряду с пищевым и половым. Долгое время считали, что мужчины по природе своей агрессивнее женщин, более склонны к насилию, потому что, мол, тестостерона в мужском организме больше, тут уж ничего не поделаешь, природа распорядилась. А раз природа — так терпите, женщины, и агрессивничайте, мужчины, ведь чем вы агрессивней, чем больше страху наводите, тем вы более мужчины…

Читайте также: Почему церковь признала брюки женской одеждой

Совсем недавно выяснилось, что это не так. Тестостерон тестостероном, но всё зависит в первую очередь от социокультурной установки. Если в обществе существует культ силы, человек действительно становится агрессивным во зло. Если же в социуме доминируют установки на понимание и диалог, уважение и милосердие, то и тестостерон как-то не очень мешает, и направляется эта тестостероновая энергия — или, как говорят на другом языке, пассионарность — на благие цели. Зато насилие наносит такие раны, что на залечивание их, бывает, не хватает и жизни.

Как-то в ответ на одну из своих публикаций о мужском насилии я получила исповедь теперь уже немолодой женщины. Кого-то из девочек попрекают не лучшей внешностью, и это становится тяжёлой травмой, и тогда вырастает действительно некрасивая, неуклюжая, неуверенная в себе девушка-дурнушка, которая расцвела бы в настоящую красавицу, живи она рядом с любящими её людьми. А моей корреспондентке муж придумал другую пытку — обвинение во фригидности. И ведь что с внешностью, что с сексуальностью — и не опровергнешь же ничего: глупо убеждать окружающих в том, что ты не верблюд. Приведу в отрывках историю этой женщины, написанной ею самой. Дети. Кухня. Работа. И огромное, искалечившее человека несчастье.

"С 17-ти лет у меня не было семьи, очень мечтала о ней, поэтому так рьяно бросилась за всеми ухаживать в семье мужа, обслуживать и любить всех! Там было народищу тьма, известная, приличная семья… А у него, артиста, — гастроли, женщины, алкоголь. Потом простои в работе… Да он не зверь вроде, любовь поначалу была. Обвинял в том, что я фригидная и не до конца ему принадлежу. Это какой-то заскок у него был. Чтобы не противиться, даже дозволяла сколько угодно…

Но не угодить, всё винил, что я какая-то не такая… И везде за мной ходил — стоял под дверью туалета, ванной, все замки сорваны были, двери искромсаны даже топором…Ивопил —только молчи, только молчи! Меня же убедили, что я неполноценная, фригидная! Вы не представляете, что я с собой сотворила: не красилась, не одевалась нормально. В период жуткой депрессии меня провожали до работы друзья, потому что просто падала от слабости и истощения… Так хотелось умереть! На работу ходила в ночную смену, и первое утешение — зато не будет никто приставать! А когда мы получили отдельную квартиру, где совсем некому было заступиться, тут самое ужасное и началось…

После развода тот еще был период — и самоубийством пытался шантажировать, дрался со следующим мужем, которым я буквально прикрылась — чуть ли не первым попавшимся… Вот такая она бывает, мужская любовь.

В 98-м году перестала выходить даже из дома. Столько лет живу в полной изоляции, как зверёк какой, наверное, и ходить-то разучилась… Вот первая внучка не заставила меня очнуться до конца, я только поставила её на ноги и вернула сыну со снохой. Даст Бог, следующий младенчик заставит очнуться… Боюсь! От недолюбленности настоящей, я ж живая всё-таки, только не могла никого допустить к себе в постель потом. А любовь — ко всему на свете — она ведь не только в сексе заключается…
Скоро родится ребёнок у моей дочери, будет, надеюсь, вторая внучка. Вот только условие у меня: чтобы дочь не выходила замуж за отца ребенка. Он хороший. Но я не могу, не верю, мне больно… Пусть просто так поживут, чтобы лишний раз убедиться, как быстро всё проходит. А силы лучше на ребенка направить.

Не хочу внука-мальчика. Я ведь и сына во время полового созревания видеть не могла, запаха не переносила даже, вот до чего всё мужское опротивело… Вот! Попробую снова научиться ходить, читать детские книжки, вновь открывать мир глазами ребёнка! Если не помру, вторую внучку потом к себе возьму… И — наперекор всему — любить, любить, любить!!! ЛП"

Читайте также: Мачо тоже плачут. Но тайком...

Вот недавно попала мне в руки книжка Сергея Рыкова, посвящённая Наталье Рагозиной — знаменитой спортсменке, чемпионке по кикбоксингу и боксу. И сколько уже я успела услышать отзывов типа: не знаю, не видел, не читал, но скажу — неженское это дело, бокс. А меж тем Наталья Рагозина — красавица, обаятельна и женственна. Тип Амазонки. И не оспорить!

А ведь когда-то и актёрская профессия, включая балет, считалась неприличным для "порядочной женщины" делом — и что б мы были без Анны Павловой и Майи Плисецкой? И лётчица была непредставима — а моя тётка воевала в знаменитой эскадрилье "ночных ведьм" и была этим счастлива. И кинооператором работать, в особенности когда вся съёмочная техника была неимоверно тяжёлой, казалось для дамы невозможным — а чудесная моя няня, когда меня ещё и в помине не было, перед войной гоняла на мотоцикле во ВГИК и пошла на войну фронтовым оператором, отдав маленького сына в детский дом; нашла она его уже после Победы.

И даже сегодня женщина за рулём автомобиля вызывает у многих мужчин неприятие — тем не менее статистика, вещь объективная, свидетельствует: женщины существенно реже мужчин становятся причиной дорожно-транспортных происшествий.

Когда-то в школе мы учили нынче немодного Николая Островского: "Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы". Хорошие мысли, как и рукописи, не горят. Потому неслучайно, хотя и странно, перекликается с Островским некий замечательный французский философ: "Жизнь — это работа, которую нужно делать стоя". Женщина, сестра моя! Просто встань и ходи.

Самые важные новости дня читайте на главной странице

Автор Анна Яковлева
Анна Яковлева — философ, культуролог, редактор, журналист, внештатный автор Правды.Ру
Обсудить