Кишечные бактерии помогают лечить рак

Американские и французские ученые обнаружили, что кишечная микрофлора может также оказывать влияние на ход лечения раковых заболеваний. Эксперименты наглядно показали, что мыши, у которых с кишечной микрофлорой было все в порядке, куда быстрее и эффективнее излечивались от злокачественных опухолей, чем их собратья, чья микрофлора была истреблена.

О том, что кишечная бактериальная микрофлора может, с одной стороны, подавлять развитие раковых заболеваний, а с другой — способствовать их появлению, было известно ученым достаточно давно. Так, исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США) выяснили, что микроорганизмы Lactobacillus johnsonii, обитающие в кишечнике мышей, могут препятствовать появлению злокачественных опухолей пищеварительного тракта. Эти бактерии выделяют целый ряд веществ (пробиотиков и антибиотиков), которые целенаправленно уничтожали те клетки, что начинали перерождаться в раковые.

В то же время другие обитатели мышиного пищеварительного тракта, наоборот, весьма способствовали появлению злокачественных опухолей. Ученые выяснили это следующим образом — они накормили животных антибиотиками, которые убили всю микрофлору и параллельно ввели в их организм канцерогенные вещества. Оказалось, что без бактерий рак не развивался даже несмотря на канцерогенное воздействие. Проведя ряд молекулярных исследований, биологи поняли, что биохимическим посредником между канцерогенным воздействием и раком печени была дезоксихолиевая кислота, которая образуется при переработке желчи желудочно-кишечной микрофлорой. Таким образом, чем больше бактерии производили этой кислоты, тем выше была вероятность развития злокачественной опухоли печени.

Недавно же ученые из Национального института рака (США) обнаружили, что кишечная микрофлора может так же оказывать влияние и на лечение раковых заболеваний. Группа исследователей, которой руководила Ромина Голдсмид, провела следующий эксперимент — они вырастили совершенно стерильных, то есть полностью лишенных кишечных бактерий мышей, а после начали подсаживали в их организм опухолевые клетки, продолжая при этом поддерживать полностью стерильные условия их существования (с помощью ультрафиолетового излучения и антибиотиков).

Интересно, что в этом исследовании принимали участие совершенно разные виды опухолей: это были и меланома, и лимфома и рак толстой кишки. Внедряя их в клетки мышиного организма, биологи ждали, когда у животных сформируются опухоли диаметром примерно 5 мм, а уже после этого начинали лечить своих "пациентов". Причем способы лечения тоже были различными — это были и иммунотерапевтические средства (например, такие вещества, как СpG-олигонуклеотиды, которые стимулируют иммунитет), и химиотерапевтические препараты оксалиплатином и цисплатином, что атакуют непосредственно саму опухоль.

В результате ученые выяснили, что без микрофлоры мыши достаточно плохо реагировали на любую противораковую терапию — в том смысле, что она практически не давала положительных результатов. Так, у стерильных мышей наблюдалось мало пептидов-цитокинов, которые управляют иммунным ответом, поэтому применение иммунностимуляторов оказалось совершенно бесполезным. Любопытно так же, что и химиотерапия в большинстве случаев оказывалась бессильна — раковые клетки в организме лишенных бактерий мышей плохо умирали от направленных против них лекарств. Позже биологи провели аналогичные контрольные эксперименты с мышами, у которых с кишечной микрофлорой было все в порядке, и там все было совершенно нормально — и иммуностимуляторы, и химиотерапевтические средства эффективно излечивали раковые заболевания на самых ранних стадиях.

Похожие эксперименты также были проведены научным коллективом французского Института Густава Русси, которым руководила доктор Лоранс Зитвожель. Они подвергали организм мышей воздействию химиотерапевтических препаратов, которые влияли на состав кишечной микрофлоры и одновременно повреждали кишечный эпителий (увы, таким побочным эффектом обладают многие противораковые лекарства). И в этом случае исследователи обнаружили то же, что и их американские коллеги — изменения в микрофлоре, спровоцированные химиотерапией, значительно ослабляли антираковый иммунный ответ и существенно снижали эффективность действия самого лекарства.

Выходит, что для успешной борьбы с раком организму требуется здоровая кишечная микрофлора. В общем-то это логично — поскольку наши симбиотические бактерии активно взаимодействуют с иммунитетом, скорее всего, они должны выделять какие-то вещества, которые, с одной стороны, помогают иммунной системе, а с другой, — меняют чувствительность клеток опухолей, делая их более чувствительными к терапевтическим воздействиям. Однако, что за механизмы тут работают, ученым ещё предстоит выяснить.

Тем не менее, из результатов исследований американских и французских ученых уже сейчас можно сделать один важный вывод — похоже, систематическое употребление антибиотиков в течение жизни может в конце концов вообще спровоцировать онкологические заболевания не только кишечника, но и других органов человеческого тела. Ведь в результате такого воздействия микрофлора изменялась настолько, что в конечном итоге уже не могла сдерживать появление злокачественных образований.

Поэтому не следует забывать о том, что плохое состояние бактериальных кишечных сообществ является еще одним фактором онкологического риска. И хотя такое предположение нужно будет еще неоднократно проверить, однако тем врачам, которые занимаются лечением злокачественных опухолей, уже сейчас следует особо заботиться о состоянии кишечника пациента — ведь от этого может зависеть успех любой противораковой терапии…