Динозавр-пловец был рогоносцем

При раскопках на западе Венгрии палеонтологами были обнаружены три кости черепа ранее неизвестного вида древних ящеров, относящегося к группе цератопсов (рогатых динозавров). Уникальность этих животных мелового периода в том, что они могли плавать от острова к острову подобно крокодилам, рассказала "Правде.Ру" кандидат геолого-минералогических наук Людмила Кушнарь.

Расцвет цератопсов (рогатых динозавров), наиболее известным представителем которой можно считать трицератопса, приходился на меловой период (145-65 млн. лет назад). А новый вид, найденный недавно в Венгрии, больше всего походит на жившего в те далекие времена Udanoceratops tschizhovi. Сенсационное открытие совершила команда палеонтологов во главе со специалистами Венгерской академии наук.

До 2007 года ученые полагали, что ареал обитания цератопсов (Ceratopsia) ограничивался Северной Америкой и Азией, но затем в Швеции было обнаружено несколько зубов, предположительно принадлежавших лептоцератопсу (Leptoceratops).

В том же году палеонтологи провели повторное исследование зубов динозавра Craspedodon, найденных в Бельгии в XIX веке, и заключили, что этот вид также, возможно, относился к цератопсам.

И вот теперь, судя по всему, пред нами первое прямое свидетельство обитания рогатых ящеров в Старом Свете. Останки Ajkaceratops kozmai извлекли из пород на территории бокситового месторождения у города Айка. Возраст костей — порядка 85 миллионов лет.

Читайте также: Пращур крокодила был старше динозавров

По оценкам специалистов, длина тела взрослого животного этого вида доходила до метра. Напомним, трицератопс мог вырастать, в среднем, вдесятеро длиннее.

"Новые ископаемые образцы выглядят очень убедительно, — говорит эксперт-палеонтолог Питер Додсон из Пенсильванского университета. — После двухсот лет бесплодных поисков ученый мир готов был признать поражение — и только сейчас нам повезло".

Обнаружение нового динозавра представляет интерес еще и потому, что в конце мелового периода упомянутая выше область Венгрии находилась на одном из островов архипелага в древнем океане Тетисе.

Поскольку Ajkaceratops более всего напоминает азиатские виды цератопсов Bagaceratops и Magnirostris, авторы предположили, что Ajkaceratops kozmai начали свое путешествие в Азии и, двигаясь от острова к острову, постепенно уплывали все дальше на запад. Такой вариант развития событий вполне возможен: исследователям известно, что многие другие цератопсы были хорошими пловцами.