О возрасте книги поведает ДНК

Самый простой и эффективный способ установления точно возраста книги нашел английский профессор Тимоти Стинсон. Как известно, большинство средневековых книг написаны на пергаменте, изготовленном из шкур животных. Именно остатки ДНК позволят определить дату публикации.

Конечно, ДНК не содержит в себе явных данных, которые помогли бы определить возраст книги. Однако, на помощь исследователям пришел сравнительный анализ. Для работы Стинсон создал базу данных ДНК, куда вошли образцы книг с доподлинно известными датами и местом публикации. Сравнивая с подобным каталогом неизвестные издания, профессор с большой долей вероятности устанавливает подробности их происхождения.

«В самом пергаменте заложено невероятное количество ценной информации, - комментирует свое открытие Стинсон. - Однако странно, что никто до сих пор не обратил на это внимание». Среди достоинств новой методики профессор назвал возможность обнаруживать части одного манускрипта, который были по какой-либо причине разъединены.

В мире сохранились тысячи средневековых книг (400-1500 гг.н.э.). Основой распространения книг были замки и монастыри. И если ранее исследователям приходилось идентифицировать манускрипты по визуальным признакам (таким как почерк), то новая технология позволяет определять точное происхождение томов – каждый замок или монастырь имел свое подворье, и пергамент изготовлялся из шкур овец, быков и коз, обитавших там.

Исследовав французский манускрипт XV века, Стинсон установил, что пятистраничный документ был написан на шкурах по крайней мере двух коров. В целом, пергамент изготавливался из органического сырья более чем 100 видов животных. Однако, с середины XV века все без исключения книги писались на пергаменте из шкур домашних животных, обитавших в этой местности.

Стинсон не считает свое открытие чем-то новаторским, считая, что эту особенность генетического анализа просто проглядели предыдущие исследователи. «Если вы можете установить возраст 2000-летней мумии, то что может помешать вам сделать то же самое с книгой 15-ого столетия», - говорит профессор.

Исследования ДНК манускриптов приемлемо не только в отношение средневековых книг, с его помощью уже были оценен возраст греческих документов и Свитков Мертвого моря. По заверению греческого профессора биологии Никоса Паулакакиса, генетический материал не только раскрывает секреты изготовления пергамента, но и рассказывает много подробностей о древних скотоводстве и торговле.

Профессор генетики из Йоркского университета Том Гилберт выступает оппонентом данного метода исследования. Он утверждает, что пергамент из шкур домашних животных – очень ненадежный материал для получения достоверных генетических данных. Среди домашнего скота очень распространены случаи рождения абсолютно идентичных близнецов, поэтому анализ не сможет различить их ДНК. Кроме того, в процессе создания или длительного хранения материалы животного происхождения могли смешаться, что еще более усложнит задачу.