"Манежко" народу

Огромный путь проделала столица от Манежной площади образца 11 декабря 2010 года, до Болотной площади 11 декабря 2011 года. Тогда за убитого на Кронштадтском бульваре Егора Свиридова (впрочем, не только за него) поднялось несколько тысяч человек, сейчас, не собралась и обещанная организаторами, тысяча.

Дай бог, за вычетом полиции, дружинников с красными повязками и пишуще-снимающей братии , чтоб "набежала" пара сотен. А ведь год назад, согласно опросам ВЦИОМа каждый десятый москвич был потенциально готов повторить "Манежку".

На согласованном митинге, вроде бы посвященном, как деликатно указывалось в заявке "проблемам в сфере миграции" до этих самых проблем не дошло. В основном про миграцию говорилось "шершавым языком плаката", вроде "Москва русский город". С самого начала устроители мероприятия попытались объяснить, в том числе самим себе, почему люди отреагировали столь вяло.

"Мы понимаем, многие устали вчера, - неслось со сцены украшенной баннером "Русских не запретить"! - Наших здесь было не менее трети, но им попросту не дали слова!"

Оказывается националисты безмолвствовали из-за "призраков 90-х" захвативших трибуну накануне. "Этой плесени" - по крайне мере цензурное выражения, а были и более экспрессивные высказывания - досталось больше, чем действующей власти. "Мы их пустим впереди наших танков, в них Запад стрелять не станет", - таким видит будущее сотрудничество националистов и либералов Александр Белов. Любовь, кстати, взаимна - "любую провокацию они приписывают нам", - жаловались выступающие,  что впрочем, совсем не мешало им окучивать "чужую поляну".

"Мы требуем аннулирования прошедших парламентских выборов, которые вся общественность считает фальсифицированными", - кричал Владимир Тор. "Нам нужная своя, русская партия", - горячился Егор Холмогоров. Забегая вперед, стоит отметить, что итоговая резолюция митинга националистов практически повторила все оппозиционные пункты, озвученные на Болотной площади днем ранее. Разве что добавились призывы отменить 280-ю ("экстремизм") и 282-ю ("возбуждение ненависти, либо вражды") статьи УК РФ и немедленно амнистировать всех, "сидящих по ним политзаключенных".

Присутствовавшие слушали выступления довольно рассеянно, дескать, про выборы уже все сказано вчера, зачем же дублировать сегодня? Молодежь переживала, что "нет движухи" - никто "не зигует" и не зовет "на прорыв". Почувствовав настроение ораторы попытались сменить тон, несмотря на то, что некоторые предварительно дали подписку - не допускать "крайностей". Тем не менее весь набор аргументов от "хватит кормить Кавказ!" до "Приобретайте и регистрируйте оружие - оно скоро понадобится" был озвучен.

Год назад многие откликнулись на единственный, но конкретный призыв - наказать убийц болельщика "Спартака". Правоохранителям пришлось держать удар, иначе вряд ли бы все закончилось ободранной елочкой у Манежа. Возбуждение толпы передавалось по цепочке, даже тем, кто изначально намеревался "лишь посмотреть", но потом "все побежали и я побежал".

Уроки были извлечены - 28 октября Мосгорсуд приговорил Аслана Черкесова, застрелившего Егора Свиридова из травматического пистолета к 20 годам строго режима, его подельники наказаны лишением свободы сроком на 5 лет. Получили свое и некоторые участники, тех "беспорядков".

Однако, вряд ли 11 декабря на Болотной площади царил почти образцовый порядок только потому, что кто-то испугался, или все проблемы удалось решить. Просто нельзя крутить одни и те же "ремиксы" до бесконечности и при том наивно удивляться: "Ну, где же ваши руки, я совсем не слышу вас!" (Главный лозунг "Слава России!" и впрямь звучал не стройно).

И перескакивать на другую "волну" тоже не выход, вернее, как раз выход, когда фанаты, привыкшие к определенному стилю, отказываются воспринимать чужие им "пляски" и начинают разбегаться в поисках другого "клуба".

Организаторы "болотного митинга" попали в положение "ди-джеев", пожелавших обновить традиционный репертуар "не своими" песнями. В результате - ни внятной музыки, ни благодарной аудитории. "Не "Манежка", а народу "манежко", - пробурчал разочарованный поклонник и даже снял черную маску.

 

 

 

Автор Михаил Синельников-Оришак
Михаил Синельников-Оришак — бывший обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить