Платить ли оппозиционерам налоги с доходов?

Президент Белоруссии Александр Лукашенко не против присутствия представителей оппозиции. "Я бы хотел, искренне говорю, чтобы люди поддержали несколько оппозиционеров, чтобы вы нас не попрекали, что нет в парламенте оппозиции. Но это будет зависеть от людей...", — заявил белорусский президент в интервью агентству Рейтер. Впрочем, придётся постараться и самим оппозиционерам. Негласным условием их прохождение в белорусский парламент станет гарантия улучшений отношений страны Западом, а также прозрачность финансовой деятельности оппозиционеров.

Последний пункт является едва ли не самым важным. Александр Лукашенко не раз обвинял оппозиционеров в попытке получить финансирование и помощь от западных стран вместо того, чтобы работать с белорусскими избирателями. Сами оппозиционеры, впрочем, не отрицают этого факта и обеспокоены лишь действиями белорусских властей, время от времени перекрывающими им каналы финансирования. Батька Лукашенко, впрочем, пытается найти компромисс, предлагая оппонентам выйти из финансовой тени.

"Наши оппозиционеры чаще бывают на Западе, чем дома. Они получают на Западе деньги и затем возвращаются с пособием от западных фондов. Многие из них коррумпированы. Как безработный председатель партии, который заявляет о том, что его месячный доход составляет 100 долларов, может построить собственную виллу? В Германии к нему бы давно наведалась налоговая полиция", — говорил Лукашенко в январе 2007-го в опубликованном в немецкой Die Welt интервью известному политологу Александру Рару.

Однако оппозиционеры явно не поняли намёка и в конце апреля 2008 года Лукашенко приступил к решительным действиям, поручив контролирующим и органам "усилить налоговый контроль за доходами профессиональных оппозиционеров, живущих за счет средств иностранного происхождения". "Зенон Кузьмич (З.Ломать - председатель Комитета госконтроля. - прим. авт), налоговые органы, посмотрите и покажите людям за счет чего они (оппозиция) живут и какая у них собственность", - отметил глава государства.

Представители белорусской оппозиции, разумеется, весьма критично отнеслись к поручению Александра Лукашенко. А вот их российские коллеги целиком и полностью поддерживают белорусского президента. При этом, правда, сомневаются в целесообразности переноса белорусского опыта на российскую почву.

Виктор Тюлькин, лидер ликвидированной судом РКРП:

- Батьке Лукашенко всегда была присуща такая простая житейская мудрость. А я помню на тех выборах, за которыми я наблюдал, дай бог памяти это где-то 98-й год, было принято его очень мудрое решение. Можно вкладывать свои деньги в избирательную кампанию, но для того чтобы было равенство, формируется общий фонд, который затем делится между кандидатами на равные части, чтобы не рубль был определяющим фактором, а убеждения и программа кандидатов. Казалось бы, что можно возразить против этого? И в данном случае я убеждён, что отдать подобное поручение он был вправе, это целесообразно.

Что касается России, то, наверноестоило бы и у нас запустить нечто подобное в практику. Но, как мне кажется, сейчас стоит задавать вопросы не на что живёт оппозиция, которая с трудом концы с концами сводит. Сейчас самое время посмотреть кто финансирует такие политические силы начиная от "Единой России" и заканчивая "Демократической партией". Ни в одном городе России я не видел ни одного регионального отделения ДПР, а откуда-то подписи, откуда-то деньги, откуда-то регистрация кандидатом в президенты... То же самое можно сказать в определённой степени и про Миронова. Что, ребята, вы покажите, никаких региональных отделений нет, а избирательные фонды такие, что только ахнуть можно.

Так что если конструктивно этот опыт к России применять, то мы получим очень интересные результаты и я не думаю, что в этом очень заинтересована сегодняшняя власть.

Анатолий Локоть, депутат Госдумы от КПРФ:

- Не думаю, что со стороны Лукашенко этот шаг направлен на то, чтобы прижать оппозицию. Наверняка он пользуются определёнными информационными источниками, которые позволяют ему выступать с подобными заявлениями.

В России в этом отношении всё гораздо строже. У нас Ходорковский сидит за что? Никто же всерьёз не воспринимает, что причиной была неуплата налогов и т.д., все понимают, что это политический процесс. К тому же у нас есть закон о политических партиях, закон об экстремизме и т.п.

Владимир Хомяков, сопредседателя движения "Народный собор":

- Я оцениваю это как нормальный государственный подход. Я считаю, что эта мера может распространяться не только на политические организации, которые финансируются бог знает кем. Давно пора понять кто у нас и на что живёт. Пока каждый человек не сможет отчитаться на какие деньги он летает бизнес-классом, покупает иномарки, дачи и земельные участки, все разговоры о борьбе с коррупцией, о честном распределении доходов остаются пустым звуком. Так что такие меры нужно только приветствовать и, более того, предложить нашей власти в качестве передового опыта. Давно пора проверить наши так называемые оппозиционные организации на предмет кем они финансируются и за счёт чего живут.

Я хотел бы обратить внимание на такой эпизод, когда после нападения в Петербурге на участников пикета в защиту Сербии наше движение направило в Генпрокуратуру обращение с предложением проверить источники финансирования так называемых организаций "антифа", которые под благородным именем антифашистов занимают уголовным беспределом. Ведь они же не сами по себе святым духом питаются, правильно? за ними кто-то стоит. Это вызвало очень нехорошую реакцию, если судить по сайтам этих организаций. Эти ребята очень боятся, что их будут проверять. А проверить стоило бы, потому что любое государство имеет право защищаться. В том числе защищаться от финансирования извне разного рода радикальных организаций. Это правильно, это разумно и это логично. И нечего говорить о попранной свободе, если речь идет о государственной безопасности.

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить