Рамазон Мирзоев: У нас с Россией общая судьба

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Таджикистан в России Рамазон Мирзоев отвечает на вопросы Правды.Ру

— Рамазон Зарифович, седьмая годовщина независимости Республики Таджикистан дает повод подвести некоторые итоги того непростого пути, который прошла республика со времени распада Советского Союза. На долю Таджикистана выпала, пожалуй, самая драматичная судьба во всех без исключения сторонах жизни. Каковы реальные перспективы дальнейшего политического и экономического развития республики?

— Семь лет независимости Республики Таджикистан — это годы труднейшей работы всех слоев общества, направленной на установление конституционного строя. Это всенародные выборы президента республики и парламента, знаменующие создание правового демократического общества в Таджикистане. На протяжении этих семи лет у нас были и труднейшие периоды гражданской войны, которую я бы назвал незаслуженной междоусобицей, выпавшей на головы таджиков, но сегодня мы уже закрыли эти мрачные страницы нашей истории. 1997 год стал историческим для Таджикистана. В Москве в присутствии президента России Эмомали Рахмонов и Саид Абдулло Нури подписали совместное соглашение о мире и стабильности в республике. И на сегодняшний день это соглашение работает нормально.

Сейчас обе стороны: и правительство, и объединенная таджикская оппозиция идут шаг за шагом вперед по пути национального примирения. Что касается экономических перспектив, то здесь тоже есть подвижки, хотя последствия гражданской войны и природные катаклизмы, когда стихия, как это было весной нынешнего года, стирала с лица земли плоды упорного человеческого труда, нанесли ущерб на миллиарды долларов. Тем не менее есть планы сотрудничества с Россией в таких ключевых отраслях нашей экономики, как энергетика и нефтегазовый комплекс. Ведь по запасам гидроресурсов Таджикистан уступает только России в СНГ.

— Известно, что политическое противостояние в республике имеет давние корни, относящиеся еще к советскому времени. Чем можно объяснить столь долгий и затяжной характер противостояния и в чем заключались основные требования оппозиции?

— Как вы правильно отметили, еще в то время когда все мы жили в едином союзном пространстве, в Таджикистане между различными областями возникла диспропорция в социально-экономическом, культурном и духовном развитии. Подобное неравенство, возможно, было одной из причин назревавшего конфликта. Хотя главной причиной разразившейся после распада Советского Союза кровопролитной гражданской войны в Таджикистане было вмешательство внешних сил, которые, используя религиозные факторы и противоречия между различными слоями населения, сумели расколоть таджикское общество на два лагеря: сторонников исламского пути развития и сторонников светской власти.

Именно это противостояние привело к тому, что в конце 1991 года и главным образом в 1992 году в стране вспыхнула гражданская война. Однако со временем объединенная таджикская оппозиция (а это не только боевики, но и огромное количество беженцев, ютившихся в Афганистане, Пакистане и Иране) пришла к пониманию того факта, что одним вооруженным противостоянием своих целей не добьется.

И здесь хотел бы выразить нашу благодарность ООН, другим международным организациям, но в первую очередь руководству России за ту роль, которую они сыграли в процессе мирного урегулирования в Таджикистане. Относительно требований оппозиции картина абсолютно прозрачна. Запрашиваемые ею тридцатипроцентные квоты во властных структурах уже реализованы. Есть еще некоторые вопросы, которые до конца года будут решены. Это регистрация всех бойцов ОТО, легализация политических партий и еще несколько аспектов совместного соглашения.

Самое же главное, на мой взгляд, состоит в том, что обе стороны: и правительство, и оппозиция — пришли к пониманию того, что только путем взаимных уступок, делегированием властных полномочий, путем согласования спорных вопросов за столом переговоров стало возможным положить конец позорной гражданской войне в Таджикистане. И здесь, повторю, огромная роль принадлежит России, поскольку и начало межтаджикских переговоров, и подписание совместного соглашения происходили в Москве. Как Чрезвычайный и Полномочный Посол Таджикистана заявляю, что роль России и русского народа в урегулировании этого конфликта неоценима.

Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов неоднократно подчеркивал, что мирному урегулированию нет альтернативы и этот процесс имеет необратимый характер. И подобное мнение разделяет весь таджикский народ, уставший от бессмысленной войны, в чем вы сможете убедиться, побывав в нашей стране. Потому что народу нужен мир, возможность трудиться, чтобы кормить свои семьи, жить на своей земле. Вот почему народ полностью поддержал мирный процесс в республике, придав ему необратимый характер.

— Однако совсем недавно произошло убийство мэра города Турсун-заде, которое некоторыми обозревателями было расценено как продолжение криминальных разборок в республике и как очередное проявление слабости Душанбе. В то же время в окружении президента Рахмонова это преступление было квалифицировано как политическое убийство с целью дестабилизации обстановки в республике. Есть ли новости в расследовании этого дела, равно как и в расследовании нашумевшего убийства наблюдателей ООН, имевшего для Таджикистана самые негативные последствия на международной арене?

— Начну со второй части вопроса, касающейся убийства военных наблюдателей ООН. Это один из самых позорных эпизодов, который был сурово осужден и президентом и правительством, всеми таджиками, включая оппозицию. Благодаря совместным усилиям правительства и оппозиции в результате розыскных мер удалось выявить лиц, подозреваемых в этом преступлении, и буквально в ближайшее время их имена будут названы.Что же касается убийства мэра Турсун-заде, то хочу отметить, что, несмотря на различные комментарии и версии в СМИ, это преступление совершено по политическим мотивам, поскольку было направлено против представителей президента на местах. В течение месяца это второе убийство руководителя администрации, что можно расценивать как террор против региональных властных структур, а не какие-то там криминальные разборки. И не случайно наши соседи в Узбекистане после сделанного нами заявления предпринимают энергичные усилия по выявлению и задержанию лиц, причастных к этому преступлению. Политический терроризм — общая опасность.

— В связи с выходом талибов на афгано-таджикскую границу ваша республика оказалась по существу в роли прифронтового государства с перспективой быть втянутой в геополитический конфликт в Центральной Азии. Серьезность ситуации подчеркивают визиты в Душанбе секретаря Совета безопасности России, директора ФПС и начальника генштаба Минобороны РФ. Как бы вы прокомментировали афганскую угрозу?

— Как для судьбы Таджикистана, так и для судьбы южных границ СНГ далеко не безразлично: как поведут себя талибы, исповедующие исламский фундаментализм, выйдя на северные рубежи. Тем более что действует договор о коллективной безопасности между рядом стран СНГ, подписанный в 92-м году в Ташкенте, и агрессия против любого участника этого договора автоматически становится агрессией против всех республик СНГ. Президент Эмомали Рахмонов был одним из первых руководителей СНГ, справедливо поднявших тревогу в связи со сложившейся в Афганистане ситуацией. Потому что своевременно предпринятые превентивные политические шаги и меры могут минимизировать негативные последствия выхода талибов на границы СНГ.

Хотя комментарии, в которых рисуются мрачные картины захвата талибами Самарканда и Бухары, в известной степени представляются мне политически спекулятивными.Однако факт доминирования талибов при поддержке извне уже в северных районах Афганистана заставляет нас быть настороже. И поездки российских высокопоставленных руководителей силовых ведомств лишний раз подчеркивают то внимание, которое Россия уделяет охране южных рубежей СНГ. Вместе с нашими силовыми структурами рассмотрены все возможные варианты событий, и мы готовы сегодня к любому повороту ситуации.Возникает также проблема с беженцами, которые могут хлынуть из Афганистана в случае развязывания талибами геноцида других этносов. И здесь мы также должны предусмотреть все гуманитарные аспекты этой проблемы.

— Рамазон Зарифович, являясь Чрезвычайным и Полномочным Послом Таджикистана в России, вы, что называется, держите руку на пульсе всех происходящих у нас событий. В какой мере переживаемый Россией политический и финансовый кризис может отразиться на экономическом положении вашей республики?

— Мы не меньше чем все россияне заинтересованы в политической и экономической стабильности России, поскольку являемся вашими стратегическими партнерами. С экономической точки зрения наши страны переплетены настолько прочно, что любое изменение ситуации в России неизбежно отзовется на нашем рынке. И это касается не только нас, но и других стран СНГ. Поэтому как посол Таджикистана и просто как гражданин я желаю только одного, чтобы все политические партии в России поскорее нашли бы возможности взаимопонимания с правительством и сообща вытащили страну из кризиса. Потому что стабильность России это также и стабильность Таджикистана и СНГ. У нас общая судьба. И я желаю России побыстрее пройти мрачную полосу кризиса.Спасибо!

Беседовал Виктор ПРИТУЛА.

Автор Виктор Притула
Виктор Притула — советский российский журналист-международник, писатель-прозаик, бывший внештатный обозреватель Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить