Найти опору в друге

Общая для всех республик СНГ беда в том, что сразу же за развалом СССР оборвались связи между ними. От этого пострадали все, и особенно регионы, чья зависимость от партнеров-смежников была велика. К таким относится Харьков, где до развала было создано до полутысячи машиностроительных предприятий различного профиля. Не имея собственной сырьевой базы, индустриальный гигант одного только металла завозил и перерабатывал до трех миллионов тонн в год. До 80 процентов других материалов и комплектующих изделий поступало из многих республик, преимущественно из России.

в Харькове сразу почуяли угрозу экономической катастрофы и энергично принялись за поиски надежных партнеров “за межой”, за восстановление былых связей. Первым делом обратились к ближайшим соседям — белгородцам, воронежцам, курянам. Их области в одночасье превратились в пограничные, и вместе с этим появились проблемы, которых раньше предвидеть никто не мог. Пограничная полоса разделила сотни сел, прежде добрых соседей. У многих харьковчан остались дачи в белгородской области, а порядки установились такие, что более двух килограммов помидоров да десятка яиц провезти через кордон стало нельзя.

Граница между Россией и Украиной протянулась на 2200 километров. Это по шесть областей с каждой стороны. И тогда (весной 1993 года) руководители Белгородской и Харьковской областей взяли на себя инициативу по созданию Совета приграничной зоны между Россией и Украиной. Позже к нему присоединились и области Белоруссии, граничащие с Россией и Украиной.

Совет областных руководителей действует все более уверенно. Он проводит регулярные (по два-три в год) заседания, на которых обсуждаются актуальные проблемы жизни приграничных областей, вырабатываются предложения своим президентам и правительствам, и все, что входит в компетенцию самих регионов, решается сообща.

Такой штрих. В Харькове размещено три крупных фармацевтических завода, здесь же есть фармацевтический университет и специализированный научно-исследовательский институт. огромный научный, учебный и производственный потенциал, насыщавший Украину и другие республики Союза научными кадрами, специалистами и медикаментами собственного производства, рухнул. В аптеках не стало простых дешевых лекарств, а на импортные у населения денег нет.

Этой проблеме Совет посвятил специальное заседание в Луганске. На нем решили восстановить все прежние партнерские связи между поставщиками сырья и предприятиями фарминдустрии, которые вскоре обрели второе дыхание. Много сделано и для возрождения торговли медикаментами в приграничных областях трех республик.

Налаживаются и двусторонние отношения. К примеру, в Харьковской области с помощью белгородцев удалось восстановить крупнейший в Европе Балаклейский цементно-шиферный комбинат. Несколько лет он простаивал, а теперь белгородцы поставляют сюда сырье — клинкер, и готовой продукцией — цементом и шифером —пользуются строители обеих областей.

Три года назад губернаторы Харьковской и Белгородской областей Олег Демин и Евгений Савченко подписали соглашение о приеме в харьковские ВУЗы и средние специальные учебные заведения граждан России, имеющих прописку Белгородской области. В ВУЗах белгородским абитуриентам выделено 536 мест, в техникумах — 203. Самую большую квоту студентам из соседней российской области (210 мест) выделил Харьковский политехнический университет — крупнейшее высшее техническое учебное заведение Украины. Для поступающих в местные ВУЗы россиянам достаточно вместе с аттестатом зрелости предъявить паспорт с белгородской пропиской. И такая деталь: для российских абитуриентов надо держать не общий, а отдельный конкурс — только между собой. Поступившие в ВУЗы и другие учебные заведения россияне во всем приравнены в правах к украинским студентам, включая общежития и стипендии.

Конечно, далеко не все безоблачно во взаимоотношениях приграничных областей трех славянских республик. Многие наработки, аргументированные предложения их глав остаются невостребованными, а то и откровенно игнорируются высшими властными структурами. Где-то в правительственных канцеляриях “затонули” два важных предложения: об особом статусе приграничных областей и о создании свободной зоны для них. А без этого трудно реализовать многие инициативы.

Не полагаясь на поддержку высоких инстанций, Харьков упорно ищет деловых партнеров и за пределами приграничной зоны. В частности, на орловской земле создается первая украинская машинно-технологическая станция, прототип ликвидированных Н.С. Хрущевым еще в 1958 году МТС. Сюда уже отправлены первые 10 мощных пахотных агрегатов объединения “Харьковский тракторный завод”. В дальнейшем их количество будет доведено до 50-60 тракторов с полным набором почвоперерабатывающих и посевных машин.

Некоторые типы сельхозмашин решено собирать непосредственно на орловских предприятиях. В частности, харьковские тракторы будут оснащаться хорошо зарекомендовавшими себя ярославскими дизельными двигателями. Такие “агрегаты-гибриды” прошли испытания на полях России и получили высокие оценки.

Технический арсенал новых МТС оценивается примерно в один миллион американских долларов. Но денежные расчеты за услуги между партнерами по согласию сторон могут заменяться встречными поставками сырья, продовольствия и сельхозтехники. Между Украиной и Орловской областью заключено соглашение об экономическом и научно-техническом сотрудничестве, открывающее путь к углубленному сотрудничеству.

Харьков не случайно стал пионером создания новых машинно-технологических станций на Украине. В городе и области действуют 16 крупных предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, выпускаемую технику которых реализовать невозможно из-за хронического безденежья их покупателей — коллективных сельхозпредприятий. Харьковский тракторный завод взял на себя роль головного организатора и куратора новых МТС. Станции располагаются в крупных хозяйствах с хорошо оснащенными ремонтными мастерскими, набирают в штат местных сельских специалистов и механизаторов, по контрактам обслуживают несколько хозяйств. Отдельные виды их услуг — уборка урожая, перевозка сахарной свеклы, обработка посевов пестицидами и т.д.

Как видим, найдена интересная форма практического содружества между промышленными и сельскохозяйственными предприятиями. В хозяйствах Харьковской области уже действует более 20 новых МТС. Новшество заинтересовало и земледельцев Краснодарского края. Здесь ПО “Харьковский тракторный завод” выиграл тендер на поставку крупной партии тракторов нескольких модификаций. И с властями Белоруссии в принципе готово соглашение на поставку харьковских тракторов, на которые белорусы будут ставить свои мощные двигатели...

Вот так, пока “большие политики” СНГ проводят малопродуктивные саммиты, люди труда делают дело. Находят друг в друге опору и поддержку, обходя кордонные рогатки.

Илья ЛАХНО.
Харьков

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить