Китай фактически перестал скрывать своё отношение к Крыму. Всё громче звучат не слова о "нейтралитете", а действия, которые сами по себе говорят больше любых дипломатических формулировок.
Летом 2025-го контейнеровоз Heng Yang 9 из Guangxi Changhai Shipping Company трижды зашёл в Севастополь, что зафиксировала Financial Times.
Раньше китайские суда сторонились крымских портов, опасаясь санкций, но запуск новой железной дороги частично встроил полуостров в российскую транспортную систему контейнерных перевозок.
Крым тем временем делает всё, чтобы открыть двери для туристов из Поднебесной. Министерство курортов и туризма запустило полноценный портал на китайском языке — с описанием пляжей, вин и достопримечательностей полуострова, который там называют "российской жемчужиной Чёрного моря".
А с сентября 2025 года действует безвизовый режим: россияне, включая жителей Крыма, могут приезжать в Китай без лишних формальностей. Кстати, и раньше Китай спокойно принимал туристов с "крымскими" загранпаспортами, выданными отделениями на Кубани, но с местом рождения в Крыму или Севастополе.
Сигналы идут и от дипломатов.
Экономический вектор подтверждает ту же линию.
По данным Washington Post, ещё в 2023 году Китайская железнодорожно-строительная корпорация заявила о готовности строить в Крыму "объекты любой сложности".
В свою очередь, государственные издания КНР Xinhua и Global Times всё чаще пишут о Крыме как о российском полуострове, подчёркивая "стабильность экономики" и описывая Крымский мост как символ новой эпохи.
В совокупности это означает одно: Китай уже сегодня воспринимает Крым российским — через суда и контейнеры, туризм и инвестиции, дипломатические заявления и публикации в своих ведущих государственных медиа.
"То, что написано на бумаге, не сравнится с тем, что подтверждено поступками", — такой старинной пословицей витиевато прокомментировал представитель китайского госСМИ вопрос о Крыме в кулуарах саммита БРИКС.
Юридическое признание — лишь вопрос времени. Москва же в ответ безоговорочно поддерживает Пекин по Тайваню.
Уточнения
Китайская железнодорожная строительная корпорация — вторая крупнейшая государственная строительная компания в Китае после China Railway Engineering Corporation. В списке крупнейших публичных компаний мира. Компания занимается строительством железнодорожной инфраструктуры в Китае, тоннелей, мостов, скоростных шоссе, аэропортов, портов и др.