Китайская пилотируемая программа переживает напряжённый период: уже несколько недель трое тайконавтов на борту станции "Тяньгун" остаются без резервного корабля для возвращения на Землю.
Их "Шэньчжоу-21", доставивший экипаж в октябре, был экстренно переоборудован и использован для возвращения предыдущей команды, после того как аппарат "Шэньчжоу-20" оказался повреждён космическим мусором.
Чтобы восстановить нормальный режим и обеспечить безопасность, страна запускает новый корабль — но без экипажа. "Шэньчжоу-22" станет временной "спасательной шлюпкой", необходимой, чтобы обеспечить тайконавтам возможность вернуться домой в любой момент.
Ракета "Чанчжэн-2F/G" стартовала с космодрома Цзюцюань в пустыне Гоби, пишет Space.
Сейчас экипаж "Шэньчжоу-21" — Чжан Лу, Чжан Хунчжан и У Фэй — находится на орбите уже десятый день без возможности вернуться на Землю. После отказа "Шэньчжоу-20" было принято решение вернуть предыдущий экипаж на только что прибывшем корабле "Шэньчжоу-21". Это помогло избежать рисков, но лишило новую команду их посадочного аппарата.
Несмотря на столкновение с обломком, корабль остаётся пристыкованным к станции. Но использовать его невозможно: аппарат требует диагностики и ремонта, а стыковочный порт в конечном итоге должен быть освобождён. В 2026 году ожидается прибытие миссии "Шэньчжоу-23", которая сменит текущий экипаж, поэтому "узел" станции должен быть полностью работоспособен.
После прибытия "Шэньчжоу-22" тайконавты смогут завершить свою орбитальную смену спокойно, зная, что возврат возможен в любой момент. А затем в апреле 2026 года их сменит новый экипаж.
| Страна / система | Резервный корабль на орбите | Возможность экстренного возвращения | Примечание |
|---|---|---|---|
| Китай (Тяньгун) | Один корабль на станции + новый при необходимости | Обеспечивается запуском пустого аппарата | Схема подобна ранней модели МКС |
| США (Crew Dragon) | Постоянный корабль экипажа | Да, приём нового корабля не требуется | Работает на МКС с 2020 года |
| Россия (Союз) | Один корабль экипажа + запасной при повреждениях | Запускается новый "Союз" без экипажа | Аналогичная стратегия использовалась в 2023 году |
| Европейские программы | Нет пилотируемых кораблей | - | Используют партнерские системы |
Китайская схема показывает, что национальная пилотируемая программа постепенно повторяет проверенные принципы ротации экипажей.
• Ошибка: откладывать запуск резервного корабля.
Последствие: экипаж остаётся без возможности эвакуации.
Альтернатива: заранее подготовить пустой корабль, как "Шэньчжоу-22".
• Ошибка: игнорировать мелкие повреждения аппарата.
Последствие: риск аварии при спуске.
Альтернатива: обследование корабля на станции — и замена при малейших сомнениях.
• Ошибка: оставлять повреждённый аппарат пристыкованным слишком долго.
Последствие: блокировка узла и проблемы со следующими миссиями.
Альтернатива: своевременный вывод аппарата с орбиты или его ремонт.
Если предыдущий инцидент повторится, Китай вероятно будет вынужден разработать трёхуровневую систему резервирования:
текущий корабль экипажа;
пустой аварийный аппарат;
дополнительный корабль, готовый к быстрой отправке.
Это усложнит логистику, но повысит безопасность программы, особенно в условиях растущего количества мусора на низкой орбите.
| Плюсы | Минусы |
|---|---|
| Максимальная безопасность экипажа | Высокая стоимость запуска |
| Возможность гибко реагировать на ЧС | Загрузка стартовых площадок |
| Снижение риска аварийного спуска | Увеличение числа кораблей на орбите |
| Полный контроль над ротацией | Необходимость оперативного производства |
Можно ли использовать повреждённый корабль?
Нет. Даже небольшое повреждение делает спусковой аппарат небезопасным.
Почему корабль отправляют пустым?
Чтобы минимизировать риск для людей при проверке всего оборудования.
Когда прибудет экипаж "Шэньчжоу-23"?
Примерно в апреле 2026 года.
• Миф: корабли можно легко отремонтировать на орбите.
Правда: ремонт ограничен, и большинство повреждений делает аппарат непригодным для спуска.
• Миф: станции всегда есть куда пристыковать корабль.
Правда: стыковочные узлы — ограниченный ресурс.
• Миф: Китай редко сталкивается с космическим мусором.
Правда: мусор угрожает всем странам одинаково.
• Первый полёт состоялся в 2003 году — Китай стал третьей страной, способной отправлять людей в космос самостоятельно.
• Все корабли серии создавались по принципу постепенной модернизации.
• Станция "Тяньгун" спроектирована таким образом, чтобы обслуживаться экипажами без перерывов.
• Подобные инциденты с заменой корабля происходили на Международной космической станции — например, после утечки охлаждающей жидкости на российском "Союзе" в 2022 году.
• Китай последовательно развивает автономную пилотируемую программу, не участвуя в международных станциях.
• Вывод резервных кораблей стал частью современной практики безопасности.