Нейробиологи раскрыли эффект дежавю

В Японии нейробиологи провели эксперимент, доказывающий, что мозг различает ранее виденное не только по физическим параметрам, но и в зависимости от того, попадался ли конкретный предмет на глаза или нет. Это лишь небольшой шаг в изучении того, как мозг обрабатывает зрительную информацию, сообщает Science.

Зрительные импульсы попадают в так называемую первичную зрительную кору, затем расходятся по нейронным путям и попадают в височную долю, в один их главных центров памяти. Он и помогает различать объекты.

Японские ученые выяснили, как это происходит, проведя опыты на обезьянах. Нескольких макак в течение трех месяцев учили распознавать знакомые и незнакомые картинки; всего изображений было более шести тысяч, из которых обезьянам нужно было выучить 20-30 объектов.

У макак с помощью оптогенетических методов модифицировали нейроны периринальной коры, так что их можно было включать и выключать импульсом света, который приходит в мозг по оптоволоконному кабелю; кроме того, те же нейроны можно было стимулировать обычными нейроэлектродами. Когда макаки выучивали нужные объекты, их снова им показывали, но одновременно стимулировали ту или иную группу нейронов.

Стимуляция периринальной коры импульсом света превращала незнакомые предметы в знакомые, что же до прежде выученных картинок, то они такими же знакомыми и оставались. И даже если изображение как-то портили, "зашумливали", то макаки все равно воспринимали все как привычное и хорошо знакомое. Правда, потом исследователи решили простимулировать периринальную кору непосредственно электричеством, и тут появился странный нюанс. Активированные нейроны передней части коры давали тот же эффект, что и при стимуляции светом, то есть для обезьян все становилось знакомым, а вот если электрические импульсы действовали на клетки задней части коры, эффект оказывался обратным — для макак все делалось незнакомым, они забывали то, что выучили ранее.

Иными словами, поведение обезьян в некоторых случаях оказывалось разным в зависимости от метода воздействия на мозг. Тем не менее, как бы то ни было, сейчас удалось доказать, что периринальная кора действительно играет ключевую роль в различении виденного и невиденного.

В перспективе, возможно, эти данные помогут в лечении разных психоневрологических расстройств, связанных с памятью вообще и зрительной памятью в частности, хотя сначала тут еще предстоит расшифровать конкретные нейронные механизмы и заодно понять, насколько результаты, полученные на маках, применимы к человеку.

Ранее "Правда.Ру" сообщала, что регулярная зарядка в детском и подростковом возрасте улучшает работу долгосрочной и краткосрочной памяти в пожилые годы. К такому выводу пришли нейрофизиологи из Канады.

Ученые провели серию необычных экспериментов на крысах. Мышей разделили на две группы, одна из которых вела малоподвижный образ жизни, вторая же регулярно "занималась спортом". Опыты показали, что сразу после физических нагрузок улучшалась краткосрочная память, а в дальнейшем лучше работала и долгосрочная.