Депутат Госдумы: Для присоединения Приднестровья главное – воля народа

Депутат Госдумы: Пусть Молдавия сделает выводы из украинской ситуации

Возможно ли присоединить Приднестровье, как и Крым, к России, Pravda. Ru спросила у заместителя председателя комитета Госдумы по делам СНГ Татьяны Москальковой

— Законопроект об упрощении порядка присоединения к России новых территорий отправлен на доработку. После его принятия возможно ли будет рассмотреть просьбу Приднестровья? Почему он был отозван?

— Был общий закон о присоединении, который вносил изменения в действующий закон о порядке присоединения других иностранных государств, территорий. Он вносился группой депутатов, не связанных с Приднестровьем, если я только что-то не знаю. Вы имеете в виду вот тот, который вносили Миронов, другие депутаты? Он не был связан с Приднестровьем, он был общий, но, конечно, в большей степени, связан с Крымом.

Мы его отозвали в связи с тем, что изменился порядок правового решения вопросов по Крыму. Суть заключается в том, что, согласно нашему законодательству, федеральному конституционному закону должен предшествовать международный договор между двумя государствами, иностранным государством и российским государством о вхождении иностранного государства в Россию.

Поскольку Крым не был самостоятельным государством, а был частью Украины, то эта конструкция правовая не работала и требовала уточнений, как быть с частью территории. Но после того как Крым объявил себя республикой и самостоятельным государством, а Россия признала независимость Крыма, и его права как субъекта международного права, то сегодняшнего законодательства хватает для решения этого вопроса. И поэтому вчера был заключен договор России и Крыма, сегодня он проходит процедуру в Конституционном суде, и затем он поступает на сертификацию в Госдуму. В связи с этим нет необходимости вносить поправки.

— Правильно ли мы поняли, что анклавное положение Приднестровья — главное препятствие для присоединения?

— Для присоединения главное воля народа, воля народа, наверное, должна быть выражена через референдум, вот это первое условие, что было волеизъявление, оформленное соответствующим образом.

— Республика сейчас практически в блокаде, Украина ввела ограничения на въезд жителей Приднестровья: через границу не пропускают всех мужчин от 18 до 65 лет с российскими паспортами. Также молдавско-украинскую границу не могут пересечь грузы, предназначенные для российских миротворцев. Новые украинские власти объявили, что будут решать вопрос с "учетом интересов Румынии". Что может предпринять Россия?

— Мы должны использовать весь дипломатический инструментарий для решения вопроса, и требовать устранения нарушений. На сегодняшний день это первый шаг, который еще пока до конца не исчерпан, есть профессиональная международная дипломатия, есть парламентская дипломатия. Пока надо делать заявления, призывать, и пусть Молдавия сделает выводы из украинской ситуации.

Мы призывали к тому, чтобы государство использовало государственный механизм для защиты прав и интересов граждан всех в равной степени, и когда их не слышат, вступают в действие другие инструменты. В отношении Украины, вы помните, было предоставление права главнокомандующему и президенту использовать войска. Они не были использованы, потому что совокупность всех действий привела к позитивному результату, когда без единого выстрела, без кровопролития, с предупреждением насилия, был решен вопрос по защите прав и интересов граждан. Людям предоставили возможность выразить свое волеизъявление, провести референдум, и дали юридически оформить решение о вхождении в Россию.

— Еще в 2006 году на референдуме в Приднестровье за присоединение к России проголосовало 97,2% избирателей. Возможен ли в таком случае сценарий Крыма?

— Признать результат референдума, проведенного 8 лет назад, думаю, не целесообразно. Сегодня уже другие реалии, и необходимо понять, какова воля народа, а затем уже принимать соответствующие решения. Ведь это часть территории другого государства, поэтому Приднестровье должно вынести на референдум первый вопрос о своем статусе, как они видят себя.

На сегодняшний день, пока народ Приднестровья пока сам не определился с этой ситуацией, рано что-то говорить. У России есть четкая позиция не разворачивать свои сценарии, не подталкивать к решению вопросов другого государства, не способствовать сепаратизму. Мы проводим эти идеи в жизнь до последнего, пока не видим, что есть воля народа, и есть необходимость защитить права и законные интересы соотечественников, проживающих за рубежом.

Обсудить