Александр Кнобель: Проект "Шелковый путь" выгоден всем. Мнение эксперта о проекте Шелковый путь. Правда.РУ. 2014 год

Александр Кнобель: "Шелковый путь" выгоден всем

Заведующий лабораторией международной торговли института Гайдара, кандидат экономических наук Александр Кнобель рассказал Pravda.Ru о значении проекта "Шелковый путь".

— Россия и Китай планируют запустить двусторонний экспертный диалог по "Шелковому пути". Об этом заявил глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров в интервью газете China Daily, отвечая на вопрос о мнении России по поводу этого проекта.

Могли бы вы несколько подробнее рассказать, что это за проект? Каковы экономические выгоды от его реализации конкретно для России?

— Есть обстоятельства, которые требуют особого внимания. Россия обладает некоторыми сравнительными преимуществами, это нефть, газ, металлы и другое сырье. Но у нее есть сравнительные преимущества, которые не используются, это нереализованный транзитный потенциал.

Из-за того, что развиваются рынки Юго-восточной Азии, Европы, развивается и торговля между Востоком и Западом. Если просто смотреть на карту, прямой путь лежит через Россию. Но транспортная инфраструктура, которая могла бы обслуживать эти транспортные потоки, настолько неразвита, что гораздо выгоднее возить грузы из Японии или из торговых портов Китая в обход Африки сразу же в европейские порты.

Несмотря на то, что географически было бы выгоднее напрямую везти через Россию, обстоятельства сегодня таковы, что все делается в обход России. И этот транзитный потенциал не реализован. В этом смысле проект "Шелковый путь" выгоден всем.

По крайней мере, он точно выгоден и России, и Китаю с Японией, поскольку для России это означает реализацию транзитного потенциала и получение за это определенных ресурсов, а для Востока это означает удешевление торговых путей.

Европа теоретически от этого может получить еще более дешевые товары из стран Восточной и Юго-восточной Азии, потому что транспортные издержки уменьшатся. Но для того, чтобы все это реализовать, нужна реализация глобального проекта, который условно можно назвать "Шелковый путь", используя исторические аналогии.

В этом смысле проект гораздо более масштабный, чем, например, строительство трубопровода в Китай, и он требует десятилетий, но если он будет реализован, то это, во-первых, приведет к тем выгодам, которые я уже описал, а во-вторых, зацементирует связь между регионами России.

Если путь будет налажен, то его использование будет возможно только одновременно, если и восточная и азиатская части России будут вместе, потому что никоим образом нельзя будет часть пути использовать.

— Когда проект может быть запущен?

— Я думаю, что в ближайшем политическом цикле вряд ли, это даже не вопрос пяти лет. И вообще, 10 лет это точно не будет реализовано с той точки зрения, с которой я бы предполагал наибольшую выгоду.

Через 10 лет мы еще не увидим таких выгод, которые могли бы увидеть. Тут же надо привлекать высокотехнологичных партнеров, нужно договариваться о том, чтобы с участием Японии строились скоростные железнодорожные магистрали, потому что без этого не получится.

Например, последнее поколение скоростных поездов требует высокотехнологичных решений, и рельсы для таких железнодорожных путей производятся только в Японии и в США. Штаты прямого отношения к этому проекту не имеет, а вот Япония могла бы участвовать. Но это требует, опять же, отдельного разговора.

Читайте также:

Андрей Островский: "Шелковый путь" позволит России и Китаю более тесно сотрудничать

Станет ли Севастополь китайским?

Китай включил Крым в сферу своего влияния

Десять главных недругов России

Готова ли Россия стать альтернативой Западу?

Обсудить