"Новая модель пассажирских перевозок в интересах пассажиров"

Столичные власти всерьез взялись за реформирование сферы пассажирских перевозок. Недавно был подписан первый государственный контракт с частным перевозчиком. С 30 сентября на северо-западе столицы уже работают маршрутки по новым правилам. Сегодня объявлены 42 из 63 аукциона на обслуживание городских маршрутов в других округах. Какими станут московские маршрутки и что изменится для пассажиров, рассказал заместитель главы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Дмитрий Пронин.

Недавно Romir опубликовал исследование об отношении москвичей к маршруткам. Помимо высокой оплаты проезда, многих горожан волнует само состояние коммерческого транспорта, который далеко не всегда отвечает стандартам пассажирского комфорта. На что заменят старые автобусы?

— Один из ключевых пунктов реформы коммерческих перевозок в столице — новые требования к транспорту частников. Пассажиры пересядут в новые, безопасные и комфортные автобусы малой, средней и большой вместительности. Согласно городскому контракту, транспорт не должен быть старше 2 лет и ниже стандарта Евро-4. Автобусы оборудуют системами климат — контроля, аппарелями для инвалидов, электронными системами информирования пассажиров. Также все частные автобусы будут оформлены в бренде Московского транспорта и окрашены в узнаваемый голубой цвет.

Сегодня маршрутки перевозят четверть всего пассажиропотока наземного транспорта. При высокой стоимости проезда пассажир не получает ни гарантии собственной безопасности, ни комфорта. На маршрутах работает старый транспорт, в погоне за прибылью водители заполняют машины до отказа, о соблюдении расписания движения тоже говорить не приходится. Часто время ожидания коммерческого транспорта доходит до получаса. К тому же, они — лидеры по количеству аварий, ездить на таких автобусах зачастую просто опасно! К тому же в салон невозможно попасть мамам с колясками, людям с ограниченными возможностями.

В конечном счете, мы хотим, чтобы пассажиру не было никакой разницы, на каком транспорте ехать — городском или муниципальном, чтобы он везде получил качественную услугу и гарантию собственной безопасности. И чтобы минимальное расстояние от дома до остановки не превышало 400 метров.

Кроме того, частники сейчас не всегда работают легально, некоторые предпочитают утаивать доходы, не платить налоги. По разным оценкам, около 30% частных перевозчиков столицы находятся "в тени". Сделать эту сферу прозрачной и эффективной — задача проводимой нами реформы.

Жители опасаются, что маршруток станет меньше. Как изменится рынок частных перевозок?

— Город сохранит за частниками 30% долю рынка — это то, что у перевозчиков есть и сейчас, и по госконтрактам оставит за частниками 211 маршрутов в 9 округах столицы. Маршруты разыгрываются на аукционе между претендентами, готовыми предоставить качественный и безопасный сервис. Всего аукционов предполагается 63. По итогам с перевозчиками будут подписывать пятилетние государственные контракты, в которых прописаны обязанности частников и города.

Есть информация, что стоимость проезда на столичных маршрутках будет снижена на 30 процентов. Так ли это на самом деле, и как горожане смогут оплатить свой проезд?

— Оплатить проезд можно будет при помощи карт единого билетного меню, как на городском автобусе. Все маршрутки оборудуют валидаторами, и пройти через турникет можно будет с помощью карт "Тройка", Единый", "ТАТ", "90 минут". К слову, сейчас меню городских билетов достаточно разнообразно, и дальновидные пассажиры давно знают - покупая больше поездок, можно существенно сэкономить. Например, стоимость одной поездки при покупке проездного "ТАТ" составляет 15 рублей. Напомним, что сейчас в коммерческих маршрутах поездка обойдется в 35 рублей. Кроме этих приятных новшеств, на всем коммерческом транспорте будут действовать льготы.

Одно из преимуществ коммерческого транспорта — возможность попросить остановить водителя у дома, перекрестка, магазина и т. д. После реформирования эта опция останется?

— Традиционных остановок "по требованию", "у перехода", "на повороте" в государственных контрактах не предусмотрено. По статистике, именно они лидируют в списках причин ДТП с участием маршруток. Давайте относиться серьезно к своему здоровью и угрозе для других людей, которая возникает из-за таких остановок, несколько десятков метров могут стоить чьей-то жизни. Мы решили вопрос доступности цивилизованным путем — остановочная сеть будет расширена, и в скором времени от любого жилого дома можно будет быстро дойти до остановки наземного транспорта.

Кроме того, Департамент провел большую работу по оптимизации маршрутной сети. Мы старались учитывать мнение всех пассажиров. В специальном проекте "Наши маршруты" было собрано более 800 предложений по обновлению транспортной сети. И уже сегодня открыто 6 новых автобусных маршрутов. Необходимость этих изменений подтверждают и данные опроса горожан в проекте "Активный гражданин" — в опросе приняли участие более 125 тысяч пользователей.

Большая исследовательская работа была проведена по существующей дорожной сети, и в итоге устранены дублирующие друг друга маршруты. Также вводятся новые выделенные полосы, которые позволяют увеличить скорость движения общественного транспорта. Только до конца этого года планируется выделить еще 60 километров.

Модель управления наземным общественным транспортом, вводимая сегодня в Москве, давно зарекомендовала себя в европейских столицах — Берлине, Вене, Будапеште. Скоро ее преимущества почувствуют москвичи?

— Действительно, в Лондоне, например, частные компании вот уже десять лет интегрированы в общегородскую транспортную модель. Система государственных контрактов с коммерческими перевозчиками показала высокую эффективность. Так, еще в 2001 году в контракт перевозчиков Лондона была добавлена денежная мотивация за соблюдение расписания и графика движения. Только за 4 года реализации этой модели среднее дополнительное время ожидания автобуса сократилось на 40 процентов, а за последние 13 лет — на 60 процентов.

Самое главное, что эта реформа — одна из немногих, которую поддерживают сами москвичи. По опросу общественного мнения, 80 процентов жителей столицы высказались за изменение работы маршруток. И совсем скоро жители столицы на себе почувствуют транспортные перемены к лучшему.

Обсудить