Существует мнение, что при зарядке аккумулятора без отключения от бортовой сети может пострадать проводка, генератор, стартер и особенно блок управления (ЭБУ). Многие уверены: если не снять клеммы перед зарядкой — электросистема автомобиля "сгорит". Но соответствует ли это действительности?
Даже после выключения зажигания аккумулятор продолжает питать определённые цепи: магнитолу, охранную систему, память ЭБУ. Напряжение у полностью заряженного аккумулятора в покое составляет около 12,7 В. После запуска двигателя включается генератор, который выдаёт около 14,4 В, заряжая аккумулятор и поддерживая работу всех систем.
Современная автомобильная электроника рассчитана на напряжения до 18-20 В. Это сделано с учётом нагрузки от многочисленных потребителей: подогревов, аудиосистем, навигации и прочего.
Если использовать стандартное автоматическое зарядное устройство, напряжение в системе будет примерно 14,4 В, а сила тока — 3-6 А. Это параметры, сопоставимые с работой генератора, но в менее нагруженном режиме.
При таком сценарии никакого вреда автомобилю не наносится. Напряжение контролируемое, токи невысокие, система остаётся в пределах допуска. Электроника, стартер и другие элементы функционируют в таких условиях штатно.
Риски появляются при использовании профессиональных зарядных устройств, где вручную настраиваются ток и напряжение. В случае подачи, например, 18 В при подключённом аккумуляторе, в особенно чувствительной или устаревшей электросети может возникнуть перенапряжение.
В таких ситуациях возможен выход из строя отдельных компонентов, особенно если заряд происходит на изношенном или плохо обслуживаемом автомобиле. Однако для этого требуется значительное превышение допустимых параметров и грубое нарушение порядка подключения.
Также недопустима зарядка аккумулятора на заведённой машине. Это создаёт конфликт между генератором и зарядным устройством и способно привести к поломке элементов системы.
Во многих автомобилях (особенно европейского производства) аккумулятор устанавливается в труднодоступных местах: под сиденьем или в багажнике. В этих случаях предусмотрены выносные контактные площадки на кузове — именно для подключения зарядных устройств без снятия клемм. Такая конструкция является штатной и рассчитана производителем.
Уточнения
Электрический аккумулятор — вторичный химический источник тока многоразового действия, который может быть вновь заряжен после разряда.